ФЭНДОМ

Армия империи Тан — совокупность вооружённых формирований, создававшихся китайской династией Тан (618—907), продукт уникальной политической культуры эпохи. Военная мощь позволила достичь беспрецедентного географического размаха империи Тан, однако она же послужила причиной распада империи, приведя к негативному отношению к военной профессии со стороны китайских интеллектуалов последующих периодов.

История

Императорский род Ли происходил из дворянства Тайюаня и был связан более с военными и пограничниками, чем с гражданскими чиновниками. Тан Тай-цзун Ли Шиминь создал мощную армию, возглавляемую талантливыми военачальниками, что позволило остановить очередное вторжение кочевников, на этот раз тюрок восточного каганата (см. Кат Иль-хан Багадур-шад). Вскоре империя уже не оборонялась, а наступала на противников: в 630 г. восточно-тюркский каганат был подчинён и разделён на округа, в 644 началась война с Когурё (это государство было завоёвано в 668 г.), на западе Китай вернул свою влияние в Таримском бассейне.

Танские императоры к 660-м подчинили своей власти западно-тюркский каганат и продолжали наступательную политику в Средней Азии до поражения от Аббасидского халифата в 751 году.

Вскоре империя стала надрываться от непомерных усилий во внешней политике. С 710 года были назначены генерал-губернаторы (Цзедуши) с собственными войсками для защиты границ империи. В декабре 755 цзедуши Ань Лушань поднял антиправительственное восстание, которое было подавлено только в 763. Ослабшая империя не вернула себе централизованность, но была до самого падения в 907 г. ареной битв для военачальников и цзедуши.

На севере, на смену тюркскому, был создан Уйгурский каганат, каганы которого на словах называли себя союзниками Тан, но на деле пытались ограбить империю. Каганы пытались любым способом добиться от Китая дани, но к полномасштабной войне готовы не были. К 840 г. каганат распался под ударами кочевников.

Неожиданно, мощнейшей державой в Центральной Азии стал Тибет. В 763 г. тибетцы взяли Чанъань, но не смогли продвинуться далеко в Китай. Особой зоной соперничества стал бассейн реки Тарим. В 842 г. был убит ценпо Лангдарма и распавшийся на княжества Тибет перестал быть политической силой.

В начале IX века Танские императоры привлекли на свою службу малоизвестное племя шато. Шато были потомками центральноазиатских хунну чуюэ и жили в западно-тюркском каганате. В начале IX века шато были втянуты в войну между Тибетом и Китаем. В 808 году 2000 шатоских воинов (остальных перебили тибетцы) присягнули императору Тан. К шатосцам присоединились родственные им мелкие степные племена, не желавшие служить тибетцам. Вскоре танские власти создали из шатосцев пограничный корпус, поскольку шатосцы были в плохих отношениях со степными племенами, а с тибетцами сражались насмерть, кроме того шатосцы показали себя отчаянными воинами. Шатосцы отличились в войнах с мятежными цзедуши и были верны танским императорам. В 923 году шатосцы "отомстили" за Тан, свергнув императора Лян и воссоздали Тан — Поздняя Тан.

Условно можно выделить три этапа:

  1. Создание танских войск (618—649 гг.). Наряду с фубин существуют различные вооружённые формирования, например добровольческие корпуса.
  2. Существование единой имперской армии (649—710 гг.). Доминирование регулярной системы фубин.
  3. Период распада. Ослабление фубин, создание войск постоянной готовности и цзедуши.

Виды вооружённых формирований

Фубин

Фубин — территориальные войска. Появились в конце Бэй Вэй или при полководце Юйвэнь Тае. Тогда некоторые семьи (главным образом потомки завоевателей-северян) были освобождены от налогов и повинностей, но были обязаны выставлять воинов для службы. Первоначально такая система существовала только на севере и предоставляла служащим отличные льготы. В начале Суй около 40 % высшего командного состава были не-ханьцы.

Добровольцы

По крайней мере в 644 г. Ли Шиминь использовал множество солдат-добровольцев при войне с Когуре. Он говорил: "Когда мы зовём 10 человек, мы получаем сотню; когда мы зовём тысячу человек, мы получаем тысячи".

Постоянные войска

Уже при Суй было создано 12 корпусов (чунь), которые служили постоянно для защиты столицы. При Тан фактически (номинально также фубин) постоянной была "Армия отцов и сыновей" Северного гарнизона. К концу 7 века в гарнизонах северных крепостей служили постоянные солдаты (цзяньэр), часто нанятые за деньги из фубин.

Также были созданы военные поселения (тунтянь) на границах, жители которых сочетали полевые работы и службу. Их боеспособность была низка.

В 724 году император Тан Сюань-цзун, по совету цзайсяна, распорядился набрать за плату 120 000 "постоянных гвардейцев", на следующий год их переименовали в коци (кит. всадники с туго натянутыми луками). В 726 г. они были окончательно распределены по гвардиям.

С 737 г. было решено оставить только наёмных солдат, а ополчение (туаньлянь) собирать для отражения вторжений варваров.

В 750 г. коци деградировали почти так же как и фубин, так что офицеры и солдаты просто числились в гвардии, но реальной силы не представляли.

Экспедиционные войска

С начала династии эта область не была чётко отрегулирована законами. В случае войны император распоряжался, какие войска должны войти в армию и кого назначить командующим. Обычно командовали высшие чиновники, которые на этот случай занимали вторую должность — командующего. Официальное название командующего устанавливал император, ограничений по рангу также не было. По окончании войны командующий терял свои полномочия и возвращался к обычной службе.

Союзные войска

Империя активно пользовалась услугами "варварских" военных формирований. Мохэ отправили своих воинов на помощь Суй Ян-ди во время Корейского похода, а позже они сражались против тибетцев.

Тай-цзун Ли Шиминь относился одинаково и к китайцам, и к "варварам", различая людей по их способностям, поэтому иностранцы активно шли к нему на службу. Тюрки и затем уйгуры были основными поставщиками кавалеристов для империи.

Цзедуши

Созданная в 710 году система генерал-губернаторств с собственными войсками привела к ужасающий войне (Мятеж Ань Лушаня) в 755, а после поглотила остатки империи. Войска генерал-губернаторов, набиравшиеся, в основном, из местных жителей, стали единственными боеспособными силами в стране. Так, в 885 г. была создана правительственная армия из жителей Чанъани, но она быстро рассеялась при первом же столкновении с войсками цзедуши.