ФЭНДОМ

Вооружённые силы Грузии (груз. Сакартвелос Шеиарагебули Дзалеби) — государственная военная организация Грузии, предназначенная для обеспечения выполнения политических решений в области обороны, выявления угроз, поддержания воинских формирований в высокой степени готовности, выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Грузии.

Структура Вооружённых сил Грузии включает в себя Сухопутные войска, Силы специальных операций, Национальную гвардию, а также части и учреждения центрального подчинения. До 2008 г. также включали в себя Военно-морские силы Грузии и Военно-воздушные силы Грузии, однако оба эти вида Вооружённых сил были практически уничтожены в ходе т.н. "Пятидневной войны". В дальнейшем ВВС (в небольшом объёме) были возрождены как подразделение Сухопутных войск. Что касается ВМФ, то руководство Грузии приняло решение не восстанавливать его.

История

1990—2008

История армии независимой Грузии фактически начинается 20 декабря 1990 года с создания Национальной гвардии во главе с Тенгизом Китовани. Национальная гвардия была создана одним из первых указов Звиада Гамсахурдиа, возглавившего Грузинскую ССР 14 ноября. В дальнейшем развитие Вооружённых сил Грузии продолжалось на её основе. Грузинские вооруженные силы укомплектовывались как военнослужащими Советской Армии, проходившими службу на территории республики, так и офицерами-грузинами в других республиках СССР, пожелавшими вернуться в Грузию.

В конце декабря 1991 года было принято решение о создании первого отряда специального назначения (первоначально — из пяти человек), получившего неофициальное название "группа Ги­ор­гад­зе" (так как инициатива создания исходила от шефа МГБ Грузии Игоря Гиоргадзе). Весной 1992 года больше половины личного состава перешло в подчинение Главного управления спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния Министерства обороны Грузии.

В течение 1991—1993 годов части регулярной армии вели войну со сторонниками свергнутого Гамсахурдиа. В 1991—1992 годах грузинская армия принимала участие в войне против Южной Осетии, в 1992—1993 годах — против Абхазии, фактически проиграв обе, после чего Грузия лишилась контроля над бо́льшей частью территории этих республик.

С 23 марта 1994 года Грузия сотрудничает с НАТО по программе "Партнёрство ради мира", в дальнейшем сотрудничество расширялось.

  • в 1996 году был утверждён "Процесс планирования и анализа" — план мероприятий, ориентированный на достижение оперативной совместимости подразделений грузинской армии с войсками стран НАТО
  • в 1997 году было подписано "Соглашение о статусе сил"

22 марта 1995 года министр обороны РФ П.С. Грачёв и министр обороны Грузии Вардико Надибаидзе парафировали договор о создании российских военных баз на территории Грузии (в Ахалкалаки, Батуми, Вазиани и Гудауте). Президент Грузии Э. Шеварднадзе отметил, что удовлетворён договорённостями о военном сотрудничестве с Россией и сообщил, что российские базы в Грузии станут главным стабилизирующим фактором безопасности во всём Закавказском регионе.

Согласно договору, базы были предоставлены на 25 лет с возможностью дальнейшего продления срока. В ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ было подписано российско-грузинское заявление (ставшее официальным приложением к Договору о сокращении обычных вооружений в Европе), согласно которому российские военные базы в Вазиани и Гудауте должны быть ликвидированы до 1 июля 2001 года.

  • В июле 2001 года была расформирована и выведена военная база в Вазиани.
  • В конце октября 2001 года была расформирована и выведена 50-я военная база, дислоцировавшаяся на территории 10-го парашютно-десантного полка Воздушно-десантных войск РФ в городе Гудаута.
  • Полный вывод войск и техники с российских военных баз в Грузии завершился к середине ноября 2007 года.

После начала летом 1999 года операции НАТО по стабилизации обстановки в Косово и Метохии, в октябре 1999 года Грузия направила военнослужащих в состав контингента KFOR. Первоначально туда был направлен взвод, с 2002 года по 2003 год в крае несли службу 100 миротворцев, а с 2003 года — 180 военнослужащих. 15—16 апреля 2008 года Грузия прекратила участие в операции и вывезла военнослужащих.

В ноябре 2000 года призывникам было разрешено на законных основаниях откупаться от службы в армии. Первоначально, за 200 лари предоставлялась отсрочка от призыва на 1 год, в апреле 2005 года сумму платежа увеличили до 2000 лари. В 2010 году стоимость платежа по-прежнему составляла 1 100 долларов США.

В 2001 году министерство обороны США и министерство обороны Грузии достигли договорённости о использовании специалистов американской частной военной компании "MPRI" в интересах реорганизации вооружённых сил Грузии в соответствии со стандартами НАТО.

В 2001 году в Вильнюсе министр обороны Литвы Линас Линкявичюс и министр обороны Грузии Давид Тевзадзе подписали соглашение о военном сотрудничестве.

В 2002—2004 годах в Грузии проводилась американская программа "Обучение и оснащение", за ней последовала программа "Sustainment and Stability Operations". В рамках этих программ, основной целью которых было привести грузинскую армию в соответствие со стандартами НАТО, были переобучены несколько батальонов грузинской армии, а также фактически полностью реорганизовано командование Сухопутных войск.

Грузия принимала участие в войне в Ираке, первые военнослужащие были направлены в Ирак в начале августа 2003 года, в дальнейшем численность контингента была увеличена. Потери грузинского контингента в Ираке составили 5 военнослужащих погибшими и не менее 19 ранеными.

Грузия принимает участие в войне в Афганистане. Первое подразделение — усиленный взвод (50 военнослужащих) было направлено в августе 2004 года, в 2009 году численность контингента была увеличена. По состоянию на 6 июля 2011 года, 1019 грузинских военнослужащих были награждены медалями, четверо — орденом Вахтанга Горгасали 3-й степени. Только в период до 24 марта 2014 года в войне в Афганистане приняли участие 11 тысяч грузинских военнослужащих. Потери грузинского контингента в Афганистане составляют не менее 27 военнослужащих погибшими (по другим данным — не менее 29 погибшими и умершими от ран) и не менее 132 ранеными.

После Революции роз в 2003 году началось реформирование вооружённых сил Грузии, которое сопровождалось увеличением военных расходов. В период после 2003 года Грузия поставила мировой рекорд по росту военного бюджета, который в 2003—2007 годы увеличился более чем в 30 раз, с $30 млн (0,7 % ВВП) в 2003 году до $940 млн (8,0 % ВВП) в 2007 году. Бюджетом Грузии на 2008 год были запланированы расходы Министерства обороны, эквивалентные $0,99 млрд., что составляет около 8 % ВВП и более 25 % всех доходов бюджета Грузии на 2008 год[26]. Уровень военных расходов Грузии в соотношении к ВВП был одним из самых высоких среди стран мира.

В сентябре 2004 года внутренние войска МВД Грузии были переведены в подчинение генерального штаба министерства обороны Грузии.

В октябре 2005 года была принята Концепция национальной безопасности, в которой стратегическими партнёрами Грузии были названы США, Турция, Евросоюз и Украина.

В октябре 2006 года правительство и парламент Грузии приняли решение увеличить численность армии с 26 тыс. до 28 тыс. военнослужащих.

В сентябре 2007 года правительство и парламент Грузии приняли решение увеличить численность армии с 28 тыс. до 32 тыс. военнослужащих.

В январе 2008 года президент Грузии М. Саакашвили выступил с заявлением, что Грузия завершает оснащение вооружённых сил техникой и вооружением стандартов НАТО.

15 июля 2008 года правительство и парламент Грузии приняли решение увеличить военные расходы, а также увеличить численность армии с 32 тыс. до 37 тыс. военнослужащих.

Пятидневная война

После 2008 года

Непосредственно после завершения боевых действий в августе 2008 года, США выделили Грузии 1 млрд долларов "на восстановление военного потенциала". 20 января 2009 года помощник главы министерства обороны США по международной безопасности заявил, что США "окажут помощь этой стране [то есть, Грузии] в реформировании и модернизации её системы обороны". 14 октября 2008 года президент США Дж. Буш подписал принятый Конгрессом законопроект о военных расходах на 2009 год, в который было включено разрешение Пентагону оказать содействие в восстановлении Грузии на сумму до 50 млн долларов.

В 2008 году было начато строительство фортификационных сооружений вокруг Тбилиси (в октябре 2013 года президент Грузии М. Саакашвили сообщил, что строительство укреплений завершено на 70 %).

Также, после окончания войны в Южной Осетии правительство Грузии активизировало программы развития военно-промышленного потенциала страны, производства оружия и военной техники:

  • в мае 2011 года был начат выпуск бронемашин "Дидгори";
  • в феврале 2012 года был создан опытный образец БМП "Лазика";
  • в 2012 году начались испытания РСЗО ZCRS-122 на шасси КрАЗ-6322;
  • в 2012 году начались испытания опытного образца беспилотного летательного аппарата.

Были предприняты меры по организации военной подготовки населения:

  • 12 января 2010 года президент Грузии М. Саакашвили сообщил, что в школьное образование будет введён обязательный предмет "Гражданская оборона и безопасность", который "предоставит возможность, чтобы все участвовали в деле защиты страны". Позднее, было разъяснено, что курс подразумевает "развитие воинского духа" и обучение военным навыкам. 20 января 2010 года министерство образования и науки Грузии сообщило, что курс "предусматривает такие вопросы, как гражданская оборона, дорожная безопасность, первая медицинская помощь, история грузинской армии и обзор вооружений грузинской армии".
  • в сентябре 2012 года президент Грузии М. Саакашвили сообщил, что правительство оплатит полный курс учёбы (включая магистратуру) студентам, отслужившим два года в грузинской армии.

Кроме того, было продолжено реформирование вооружённых сил.

  • В январе 2009 года между Грузией и США была подписана "Хартия о стратегическом партнерстве", в соответствии с которой США взяли на себя обязательство по модернизации армии Грузии и повышению обороноспособности страны.
  • В конце 2009 года в составе сухопутных войск было создано противотанковое подразделение;
  • В 2010 году были ликвидированы ВВС Грузии, при этом боеспособные самолёты и вертолёты были переданы в состав сухопутных войск.
  • В 2010 году в связи с переходом на стандарты НАТО было принято решение об отмене в вооружённых силах Грузии ряда воинских званий, оставшихся с советских времён: ефрейтор, сержант, мичман, матрос и младший лейтенант.
  • С 12 марта 2012 года был увеличен с 12 до 15 месяцев срок службы в вооружённых силах.
  • В апреле 2012 года было объявлено о воссоздании системы подразделений резервистов, общая численность которых к 2012 году составила 70 тыс. чел. и в дальнейшем должна быть увеличена до 150 тыс. чел.

5 мая 2009 года бронетанковый батальон в Мухровани объявил о неповиновении властям, но после переговоров военнослужащие сдались правительственным силам.

Согласно докладу Международного института стратегических исследований (IISS), общая численность вооружённых сил Грузии в 2011 году составила 20 655 военнослужащих.

По данным журнала "Зарубежное военное обозрение" в 2012 году общая численность вооружённых сил составила 37 800 человек. Мобилизационный ресурс страны — до 300 тысяч человек. В то время как IISS в своем докладе на 2012 год, также как и в 2011 году, оценил численность личного состава ВС Грузии в 20 655 человек.

В июле 2012 года президент Грузии М. Саакашвили сообщил, что часть младшего командного состава грузинской армии пройдёт подготовку в США. Кроме того, взвод военнослужащих был направлен на совместные учения Rapid Trident-2012 (14-26 июля 2012 года).

В июле 2013 года в грузинской армии ввели униформу нового образца. 10 февраля 2014 года министру обороны были представлены образцы армейской каски и бронежилета грузинского производства.

25 декабря 2014 было объявлено, что вооружённые силы Грузии продолжат участие в операции в Афганистане после 2014 года — для участия в операции НАТО "Решительная поддержка" выделены один батальон и одна рота.

5 февраля 2015 на встрече министров обороны стран НАТО было принято решение о создании в Тбилиси постоянного тренировочного центра НАТО.