ФЭНДОМ

2592 или Тип 92 "Кей-Сенся" — японский малый танк 1930-х годов. Один из первых танков японской разработки. Разработан в 1932 году для вооружения кавалерийских частей и выпускался в небольших количествах в 1933 - 1936 годах. В западных источниках обычно относится к лёгким танкам. Активно использовался японскими войсками в Китае в 1930-е годы, в том числе во Второй японо-китайской войне. К началу Второй мировой войны был заменён более современными образцами, но всё ещё ограниченно применялся.

История создания

В рамках большой танкостроительной программы, расширенной в начале 1930-х гг., японский Генеральный Штаб особое внимание уделял боевым машинам легкого класса. За короткий период Японии требовалось быстро восполнить пробел в техническом оснащении своей армии, что можно было сделать двумя путями – закупать танки за границей, либо наладить выпуск собственной техники. Поскольку был однозначно выбран второй путь Генштаб разработал вполне разумные требования к лёгкому танку для кавалерийских частей, который должен был обладать высокими скоростными качествами. Не в последнюю очередь играла роль экономическая сторона вопроса, так что японским инженерам было над чем подумать.

Проектирование бронетехники для вооружения кавалерийских частей велось в Японии ещё с начала 1920-х годов. После экспериментов с полугусеничными и колёсно-гусеничными машинами, в начале 1930-х было принято решение остановиться на чисто гусеничном движителе. Фирме "Исикава" было выдано задание на разведывательную бронемашину с противопульным бронированием и пулемётным вооружением.

И всё же, в течении 1928 - 1932 гг. интенсивные испытания прошли несколько зарубежных образцов, главным образом британского производства. На основании полученных данных в 1931 году была начата разработка "кавалерийской боевой машины" 2592 (Тип 92, "Кей-Сенша"), представлявшей собой классический лёгкий танк. Вместе с тем, нашлось место для импровизации.

Фактически машина являлась танком, но поскольку исключительными правами на использование танков в те годы обладала пехота, формально она называлась "тяжёлым бронеавтомобилем". Первый прототип машины был закончен в марте 1932 года и после испытаний был принят на вооружение под обозначением "Тяжёлый бронеавтомобиль Тип 92".

Тем не менее, в 1933 году на предприятии фирмы "Ishikawajima" было развернуто серийное производство легких танков Тип 92. Машины первых серий практически не отличались от прототипа, но в 1935 году было принято решение установить 13,2-мм пулемет в шаровой установке корпуса. Следующий этап модернизации был проведен в 1937 году, когда танк получил обновленную ходовую часть (боковая проекция). Вместо шести опорных катков на борт теперь использовалось четыре спицованных катка, а три поддерживающих ролика заменили одним. Так удалось сэкономить массу и несколько улучшить ходовые качества. Последние танки, выпускавшиеся в 1937 году, получили вместо крупнокалиберного пулемета 20-мм автоматическую пушку. Впрочем, по остальным параметрам Тип 92 уже считался устаревшим и с того же времени машины этого типа стали постепенно отводить в тыл или приспосабливать для других функций. В общей сложности было построено 167 танков Тип 92 всех модификаций: 1933 год – 42, 1934 год – 49, 1935 год – 44 и в 1936 году – 32 экземпляра.

Описание конструкции

Компоновка танка классическая, отделение управления объединено с боевым. Экипаж танка состоял из трёх человек — механика-водителя, стрелка из крупнокалиберного пулемёта и командира, размещавшегося в одноместной башне и выполнявшего также функции башенного стрелка.

Корпус и бронирование

Кей-Сенша

Конструкция корпуса была смешанной, с преобладанием соединения бронелистов на болтах и заклёпках, хотя ряд элементов был сварным.Корпус и башня танка собирались из 6-мм стальных листов при помощи сварки, клёпка использовалась лишь в отдельных местах. В процессе эксплуатации, однако, выявилась ненадёжность сварных корпусов танка Тип 92, поэтому последующие японские танки вплоть до второй половины Второй мировой собирались преимущественно при помощи заклёпок и болтов.

Компоновка танка была несколько нетрадиционной для того времени. В передней части корпуса размещалась трансмиссия. Верхний лобовой лист, где имелось два люка для доступа к агрегатам трансмиссии, устанавливался под значительным углом наклона, чтобы компенсировать небольшую толщину бронирования. Наблюдение за полем боя осуществлялось через смотровые щели в бортах и башне танка. Посадка и высадка экипажа производилась через люк в правом борту машины. Далее, в высокой надстройке, находилось отделение управления, которое было совмещено с боевым отсеком.

Конструкция башни, выполненной в форме усеченного конуса с небольшой передней нишей, была полностью клёпаной. В бортах было сделано по две амбразуры, которые можно было использовать как для наблюдения, так и для стрельбы из личного оружия. В крыше башни имелся люк, откидываемый на петлях вперед.

Верхние бортовые бронелисты, где устанавливались жалюзи, и кормовой бронелист были установлены под наклоном. Выхлопная труба выводилась на левый борт. На надгусеничных полках укладывался шанцевый инструмент.

Вооружение

Спереди-справа разместили место для механика-водителя, а слева от него устанавливался 13-мм пулемёт Тип 92 (на некоторых машинах первых серий — 6,5-мм пулемет Тип 91), смонтированный на шаровой опоре, который обслуживался пулеметчиком. За ними располагалось место командира танка, который одновременно обслуживал башенный 6,5-мм пулемёт Тип 91. В случае необходимости на особой стойке-вертлюге на башне, мог устанавливаться зенитный 6,5-мм пулемет Тип 91. Для более комфортной стрельбы по воздушным целям пулеметчик мог использовать откидные крышки-жалюзи моторного отсека, которые одновременно служили для лучшего доступа к двигателю.

Наличие в боекомплекте 13-мм пулемёта бронебойных пуль позволяло танку поражать большинство лёгкой бронетехники, но уже к середине 1930-х назрела необходимость вооружить танк более мощным орудием. 37-мм пушка, устанавливаемая вместо 13-мм пулемёта, оказалась для танка слишком большой и мощной, но 20-мм автоматическую пушку удалось успешно разместить в корпусе машины и с 1937 года большинство танков Тип 92 были перевооружены ими.

Двигатель и трансмиссия

Моторный отсек, где устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель Mitsubishi мощностью 45 л.с., находился в кормовой части корпуса. На машинах поздних серий устанавливались более мощные двигатели "Мицубиси" серии SR II, мощностью 75 л. с.

Ходовая часть

Lt type92 7

Тип 92 "Кей-Сенша" поздних серий с модифицированной ходовой частью, 1933 год.

Для "кавалерийской боевой машины" японскими специалистами была создана ходовая часть с четырьмя обрезиненными опорными катками на один борт, соединявшиеся попарно в две тележки. Каждая тележка оснащалась амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах, крепившихся к корпусу танка, но в ходе эксплуатации выявились частые слёты гусениц, из-за большого расстояния между отдельными катками. Для исправления этого число тележек было увеличено до трёх, а впоследствии вновь сокращено до двух, но уже с катками большого диаметра. Направляющие колеса диаметром 380 мм располагалась сзади, ведущие колеса с венцами цевочного зацепления – спереди. Мелкозвенчатая гусеница состояла из литых металлических одногребневых траков шириной 190 мм и шагом 95 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя роликами по каждому борту.

Первый прототип легкого танка Тип 92 поступил на испытания в 1932 года. В целом, машина понравилась армейскому командованию. Несмотря на невысокую мощность силовой установки танк показал неплохие динамические качества. Максимальная скорость составила до 40 км/ч по дорогам с твердым покрытием. Для серийного строительства был выбран вариант с доработанной ходовой частью, в которой использовали три двухкатковые тележки на один борт. Вместе с тем, ряд недостатков так и не был устранён на всём протяжении серийного производства. Например, посадка в танк была возможна только через башенный люк, и в случае его заклинивания экипаж оказывался обреченным. Недостаточны оказался обзор с места водителя, который вынужден был довольствоваться только лобовым люком со смотровой щелью. Впоследствии выяснилось, что для "поддержки кавалерии" двух пулеметов винтовочного калибра оказалось недостаточно.

Модификации

Type92 transp 1

Полубронированный транспортёр на базе Тип 92.

В частности, несколько танков переделали в командирские бронемашины, установив на них радиостанцию с рамочной антенной смонтированной на корпусе. Всего в двух экземплярах построили плавающий танк Тип 92 А-И-Го – доработки включали установку носового водоотражательного щитка, бортовых поплавков и гребного винта.

Также на базе танка Тип 92 был создан полубронированный транспортер. Конструкция не предполагала серьёзных изменений - срезалась только верхняя часть корпуса, вместе с надстройкой и башней, на месте которых устанавливалась двухместная закрытая кабина и бортовой транспортный отсек с тентовым навесом. Тем не менее, транспортер в массовое производство не пошел.

Боевое применение

Несмотря на относительную массовость в боевых условиях танки Тип 92 применялись не очень активно. Сравнительный анализ показал, что большей эффективностью обладают танкетки Тип 94, на которые (как впрочем и на средние Тип 89) легла основная тяжесть боёв в Китае. В основном танки Тип 92 использовались для прорывов вглубь обороны китайских войск и поддержки пехотных подразделений. Одними из наиболее крупных операций, в которых довелось участвовать этим машинам, стали бои за Харбин осенью 1937 года и сражение под городом Рехе, где Тип 92 использовались в составе 1-го особой танковой роты 8-й дивизии.

И всё же, большая часть танков дислоцировалась в Манчжурии и Корее, где эти слабобронированные машины больше пригодились для патрулирования и боевого охранения. В 1945 году, после освобождении китайской и корейской территории от оккупационных японских войск в руки трофейных команд РККА попало некоторое количество легких танков Тип 92, захваченных, в основном, в местах постоянной дислокации. Вероятнее всего эти машины затем были переданы Народно-Освободительной Армии Китая и использовались в учебных целях. Более точная информация по этому поводу отсутствует. Некоторое количество танков Тип 92 также было захвачено американскими войсками.

Операторы

  • Япония Япония

Галерея

Интересные факты

  • Поскольку в Императорской армии Японии тех годов танками пользовалась исключительно пехота, танк Тип 92 формально назывался "тяжёлый бронеавтомобиль Тип 92".

Источник

War flag of the Imperial Japanese Army.svg Бронетехника Японской империи War flag of the Imperial Japanese Army.svg
Танкетки:НагаямаТип "Ка"
Малые танки:ИсикавадзимаТип 92 "ТК"Тип 94 "ТК"Те-КеКу-Ро
Лёгкие танки:Ко Гата СеншаКей-СенсяХа-ГоТип 98БКе-НиКе-ТоКе-НуКе-Хо
Средние танки:Оцу Гата СеншаЧи-ИЙи-ГоЧи-НиЧи-ХаШинхото Чи-ХаЧи-ХоЧи-ХеХо-ИЧи-НуЧи-ТоЧи-Ха КаиЧи-РиЧи-Ну IIЧи-Ну КаиЧи-Ри Бугатти
Тяжёлые танки:Тип 91Тип 95Тип 96О-ИО-НиО-ХаО-ХоТип 4Тип 5Тип 5 Тора
Плавающие танки:А-И-ГоSR ISR IISR IIIКа-МиКа-ЧиТо-Ку
Истребители танков:Со-ТоКу-СеХо-Ни IХо-Ни IIIНа-ТоТип 2 Ка-ТоТип 5 Ка-ТоТип 94 ТК ХоХо-РуХо-РиХо-Ри IIХо-Ри КаиЧи-Ха 120-ммЧи-Ру
Самоходные гаубицы:Дзиро-СяХо-РоХа-То IХа-То IIХо-Ни IIХо-ЧиХо-То
ЗСУ:Та-Се IТа-Се IIТа-Се IIIКи-То
Бронетранспортёры:Со-ДаХо-КиХо-ХаКа-ТсуСу-КиToyota LVTЧи-Со
Бронеавтомобили:Со-МоТип 92ЧиёдаМанцюкуоСо-КиСумидаУолсли-Сумида
Специальные машины:Ри-КиСС-КиХо-КСе-РиКа-ХаСи-КиКа-Ши
Автомобили:Isuzu Type 97Nissan Type 180Isuzu Type 94