ФЭНДОМ

Pichalka1 Леонид сожалеет.

Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Меч — холодное оружие, состоящее из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей симметричные. Мечи бывают рубящие (древнеславянский и древнегерманский типы), рубяще-колющие (Меч Каролингов, Русский меч, спата), колющие-рубящие (гладиус, акинак, ксифос), колющие (кончар, эсток). Деление обоюдоострого рубяще-колющего оружия на мечи и кинжалы довольно условно, чаще всего меч отличается более длинным клинком (от 40 см). Масса меча колеблется от 700 г (гладиус) до 6 кг (цвайхандэр, фламберг). Масса одноручного рубящего или рубяще-колющего меча составляла от 0,9 до 2 кг. Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка. Отличительной особенностью меча является его универсальность:

  • мечом вооружались и пешие и конные воины, а в качестве вспомогательного оружия даже лучники;
  • рубящие удары мечом отличаются особой мощностью, особенно при рубке с седла, как против бездоспешных ратников, так и воинов в доспехах (эффективную защиту от меча обеспечивали только латные элементы доспехов);
  • мечом можно наносить как рубящие, так и колющие удары;меч было удобно постоянно иметь при себе (без помощи оруженосца) и в опасности быстро приготовить к бою.

Меч от античности до позднего средневековья был настолько самым главным из видов оружия, что (наряду с щитом) стал символом воина и воинского дела, вошёл в геральдику, афоризмы и поговорки, даже в XXI веке оставаясь узнаваемым символом и героем фэнтезийной и даже научно-фантастической литературы. Часто к мечам ошибочно относят различные виды изогнутого клинкового оружия, в частности: хопеш, копис, фалката, катана (японский меч), вакидзаси, и ряд видов прямого клинкового оружия с односторонней заточкой, в частности: скрамасакс, фальшион. Такие виды оружия как шпага и рапира тоже причисляют к мечам, что не совсем верно. Появление первых бронзовых мечей относят к началу 2-го тысячелетия до н. э., когда появилась возможность изготавливать клинки большего размера, чем у кинжалов. Мечи активно использовались до конца XVI века. В XVII веке мечи в Европе были окончательно заменены на шпаги и палаши. На Руси сабля окончательно вытеснила меч к концу XIV века.

Этимология

Славянское слово меч (чеш. meč, словен. meč, польск. miecz, босн. mač, хорв. mač) считается заимствованным из готского языка, куда оно могло попасть из региона античного мира (греч. μάχαιρα — нож, лат. machaera — ср. мачете). Согласно другой версии, «меч» — общеславянское слово, происхождение которого ныне неизвестно (сближается с др.-герм. maki — «меч», груз. maxva «меч» < «острый». См. также общеславянское «метить», от того же корня, что готское maitan «рубить, резать».

Появления

  • В Библии настоящие ангелы описываются, в том числе, и как огненные вращающиеся мечи.

Галерея