ФЭНДОМ

Ми-24 или Hind — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — "Крокодил".

Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 "Кобра") специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится авиастроительной компанией "Роствертол".

На 2014 год является первым по распространённости ударным вертолётом в мире (произведено более 3500 шт.), тогда как занимающего второе место AH-64 Apache - около 2000 шт.

История создания

Разработка проекта изделия "240" (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую "веранду") с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения "Штурм" было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты "Фаланга-М" с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы. Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. "244") с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд."241") получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс "Фаланга-П". Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название "Ми-24В", или изделие "242". Но из-за недоведённости комплекса "Штурм" вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот "промежуточный вариант" пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие "246"). Литеру "Г" на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Дополнительное вооружение

4641ae5e68e8d051a805f346938
Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17) и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7,62).

Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.

Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.

Конструкция

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции, для предотвращения попадания заражённого воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки основных стоек шасси.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён вправо на 2,5° благодаря чему удалось существенно уменьшить углы крена и скольжения вертолёта в полёте, неизбежные для всех винтокрылых летательных аппаратов одновинтовой схемы, и тем самым повысить точность стрельбы из неподвижного оружия.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Модификации

Mi-24.32572
  • Ми-24 — опытные машины. Кабина "верандой", вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7(боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса "Фаланга-М". Рулевой винт располагался справа.
  • Mi-24 Super Hind — глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой ATE с участием АО "Роствертол". Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.
  • Ми-24 Super Hind Mk. II
  • Ми-24 Super Hind Mk. III — модификация Ми-24В, проведённая южноафриканской фирмой ATE и украинским государственным предприятием „Конотопский авиаремонтный завод "Авиакон"“ для ВВС Алжира в 1999—2004 годах. Для ВВС Алжира было модифицировано 33 бывших украинских вертолёта.
  • Ми-24 Super Hind Mk. IV — модификация Ми-24К, проведённая южноафриканской фирмой ATE и украинскими государственными предприятиями „Конотопский авиаремонтный завод "Авиакон"“ и „Государственное Киевское конструкторское бюро "Луч"“ для ВВС Азербайджана в 2010—2011 годах. Вооружена ракетами "Барьер-В", в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24G. Для ВВС Азербайджана было модифицировано 12 вертолётов.
  • Ми-24 Super Hind Mk. V
  • Ми-24А (изделие 245) — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.
  • Ми-24Б (изделие 241) — Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолет прошёл испытания в 1971—1972 годах.
  • Ми-24БМТ (изделие 247) — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.
  • Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.
  • Ми-24ВК-1/2/1.2 (экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса "холодный танк" — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 "Сосна-В" под АПУ-4 "Атака" (для сравнения — ПЗРК "Игла", которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР "Сосна" — до 14 км. Тем не менее, и "Игла-С" входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).
  • Ми-24ВК-2/ПК-2 — модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.
  • Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР "Атака" — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР "Малютка", "Штурм" и "Фаланга-М". УР В-В Р-60 и "Игла-В". На 2004 год планировалось завершить ГСИ. Поставляется в войска России с 2011 года.
  • Ми-24ВП (изделие 258) — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета "воздух-воздух") 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и вертолёты-разведчики — под законцовочные АПУ для двух ПТУР "Атака" подвесили полуавтономный (но управляющийся летчиком) 72-мм ПЗРК "Игла-С" с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС "Радуга-УН". Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам — скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A "Apache", как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался.
  • Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И — проект модернизации для вооружённых сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.
  • Ми-24В-МСБ М украинский ремоторизованный вариант Ми-24В, оснащённый двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В производства ОАО эМотор Сичэ, что позволило увеличить максимальную высоту полёта на 1500 м и повысить грузоподъемность вертолёта на 1000 кг.
  • Ми-24Д (изделие 246) — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 годах. Изготовлено более 600 машин.
  • Ми-24ДУ (изделие 249) — учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.
  • Ми-24К (изделие 201) — разведчик-корректировщик, с системой наблюдения "Ирис", цифровым разведывательно-корректировочным комплексом "Рута" и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съёмки в правом борту кабины.
  • Ми-24М (изделие 247) — противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.
  • Ми-24П (изделие 243) — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.
  • Ми-24ПН — модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолетов переданы в 2004 году.
  • Ми-24ПС — милицейский патрульно-спасательный вертолёт. Известно два варианта. Один - на базе Ми-24П и вооружен 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К. Оснащен системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебедка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащен метеолокатором и пулеметно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.
  • Ми-24ПУ1 — украинская модернизация Ми-24П. Установлены модернизированные двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия "Адрос" КТ-01АВ, система сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GРS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году.
  • Ми-24Р (изделие 2462) — вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.
  • Ми-24РА — вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.
  • Ми-24У (изделие 244) — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
  • Ми-24ХР (изделие 243) — вертолёты Ми-24ХР(Р) предназначены для ведения оперативной радиохимической разведки зараженных районов, для обозначения их границ на местности и на картах. Разведка проводится, в основном, в интересах сухопутных войск. Вертолеты этого типа в количестве 1-2 машин входят в состав вертолётных полков, либо отдельных смешанных авиаполков и эскадрилий, которые во времена СССР придавались воздушным и сухопутным армиям.
  • Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.
  • Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
  • Ми-35ВН/ПН — экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.
    Ми-35М

    Ми-35М на форуме "Армия-2017"

  • Ми-35М — экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.
  • Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.
  • Ми-35ПМ — версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.

Страны-эксплуатанты

Современные

  • Россия Россия:
  • Азербайджан Азербайджан — 26 Ми-24 и 24 Ми-35М, по состоянию на 2016 год;
  • Армения Армения — 7 Ми-24П, 2 Ми-24К и 2 Ми-24Р, по состоянию на 2016 год;
  • Алжир Алжир — 31 Ми-24 модернизированных южноафриканской компанией ATE, по состоянию на 2016 год;
  • Ангола Ангола — 22 Ми-24 и 22 Ми-35, по состоянию на 2016 год;
  • Афганистан Афганистан — 11 Ми-35, по состоянию на 2016 год;
  • Белорусь Беларусь — 4 Ми-24 и неизвестное количество Ми-24Р, Ми-24К, по состоянию на 2016 год;
  • Болгария Болгария — 6 Ми-24Д/В, по состоянию на 2016 год;
  • Бразилия Бразилия — 12 Ми-35М, по состоянию на 2016 год;
  • Буркина-Фасо Буркина-Фасо — 2 Ми-35, по состоянию на 2016 год;
  • Бурунди Бурунди — 2 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Венесуєла Венесуэла — 10 Ми-35М2, по состоянию на 2016 год;
  • Венгрия Венгрия — 3 Ми-24Д, 6 Ми-24В и 2 Ми-24П по состоянию на 2016 год;
  • Восточный Тимор Восточный Тимор
  • Вьетнам Вьетнам — 26 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Гвинея Гвинея — 4 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Грузия Грузия — 6 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Демократическа Республика Конго Демократическая Республика Конго — 4 Ми-24 и 5 Ми-24В, по состоянию на 2016 год;
  • Джибути Джибути — 3 Ми-24В, по состоянию на 2012 год;
  • Зимбабве Зимбабве — 2 Ми-24 и 4 Ми-35, по состоянию на 2012 год;
  • Индия Индия — 19 Ми25/Ми-35, по состоянию на 2012 год;
  • Индонезия Индонезия — 6 Ми-35П, по состоянию на 2016 год;
  • Ирак Ирак — 16 Ми-35М, по состоянию на 2016 год;
  • Йемен Йемен — неизвестное количество Ми-35, по состоянию на 2016 год;
  • Казахстан Казахстан — 20 Ми-24В, по состоянию на 2016 год;
  • Кипр Кипр — 11 Ми-35П, по состоянию на 2016 год;
  • Киргизия Киргизия — 2 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • КНДР КНДР — 20 Ми-24, по состоянию на 2012 год;
  • Конго Конго — 2 Ми-35П на хранении, по состоянию на 2016 год;
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар — сообщается об 1 единице Ми-24;
  • Куба Куба — 4 Ми-35 и около 8 Ми-35 на хранении., по состоянию на 2016 год;
  • Ливан Ливан — 6 Ми-24, по состоянию на 2012 год;
  • Ливия Ливия — более 3-х Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Македония Македония — 4 Ми-24В. Также 2 Ми-24К и 9 Ми-24В на хранении, по состоянию на 206 год;
  • Мали Мали — 2 Ми-24Д, по состоянию на 2016 год;
  • Монголия Монголия — 11 Ми-24В, по состоянию на 2012 год;
  • Мозамбик Мозамбик — 2 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Мьянма Мьянма — 12 Ми-35П, по состоянию на 2016 год;
  • Flag of Nagorno-Karabakh.svg Нагорно-Карабахская Республика — 5 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Намибия Намибия — 2 Ми-25Д, по состоянию на 2016 год;
  • Нигерия Нигерия — 2 Ми-24П, 4 Ми-24В, 3 Ми-35 и 2 Ми-35П по состоянию на 2016 год;
  • Пакистан Пакистан — 1 Ми-24 на хранении, по состоянию на 2016 год;
  • Перу Перу — 16 Ми-25 и 2 Ми-35П, по состоянию на 2016 год;
  • Польша Польша — 28 Ми-24Д/В, по состоянию на 2016 год;
  • Руанда Руанда — 2 Ми-24 и 3 Ми-24П, по состоянию на 2016 год;
  • Сирия Сирия — 24 Ми-25Д, по состоянию на 2016 год;
  • Сенегал Сенегал — 2 Ми-35П, по состоянию на 2012 год;
  • Сербия Сербия — 2 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Словакия Словакия — 5 Ми-24Д и 10 Ми-24В на хранении, по состоянию на 2016 год;
  • Судан Судан — 25 Ми-24, 2 Ми-24П, 7 Ми-24В и 6 Ми-35П, по состоянию на 2016 год;
  • Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне — 3 Ми-24, по состоянию на 2012 год;
  • Таджикистан Таджикистан — 4 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Туркмения Туркмения — 10 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Уганда Уганда — 1 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Украина Украина — 133 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Узбекистан Узбекистан — 29 Ми-24, по состоянию на 2016 год;
  • Чад Чад — 3 Ми-24В, по состоянию на 2016 год;
  • Чехия Чехия — 7 Ми-24Д и 20 Ми-35, по состоянию на 2016 год;
  • Шри-Ланка Шри-Ланка — 6 Ми-24П, 3 Ми-24В и 2 Ми-35В, по состоянию на 2016 год;
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 5 Ми-24П/В, по состоянию на 2016 год;
  • Эритрея Эритрея — 10 Ми-24Д и 5 Ми-35П, по состоянию на 2012 год;
  • Эфиопия Эфиопия — 15 Ми-24 и 3 Ми-35П, по состоянию на 2016 год;
  • Южный Судан Южный Судан — более 4-х единиц Ми-24, по состоянию на 2016 год.

Учебные пособия:

  • США США — после распада Варшавского блока США получили из Германии от 3 до 6 вертолётов, которые используются для тренировки отражения вертолётных ударов с помощью ПЗРК.

Бывшие

  • СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году;
  • Болгария Болгария — 18 Ми-24, по состоянию на 2010 год. В конце 1970-х годов началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы. Сняты с вооружения;
  • Германия Германия
    • ФРГ
    • ГДР
  • Ирак Ирак
  • Камбоджа Камбоджа
  • Никарагуа Никарагуа — в октябре 1984 года болгарский транспорт "Христо Ботев" выгрузил в никарагуанском порту Эль Блуфф первую четвёрку Ми-25. Всего в Никарагуа было поставлено 18 вертолётов, которые сразу же включились в боевые действия против контрас, в ходе которых было потеряно как минимум два Ми-25;
  • Сербия Сербия
  • Чехословакия — вооружённые силы Чехословакии получили первые Ми-24 в августе 1978. Всего в составе первой партии было получено 38 Ми-24Д и 2 учебно-тренировочных Ми-24ДУ, которые поступили на вооружение 51-го вертолётного полка. Вторая партия состояла из 30 Ми-24В, поступивших в 11-й вертолётный полк;
    • Словакия Словакия — 16 Ми-24, по состоянию на 2010 год. После реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны, ВВС Словакии отошли 8 Ми-24Д, 10 Ми-24В и один Ми-24ДУ, расположенные в Прешове. Сняты с вооружения в 2011 году.
  • Хорватия Хорватия — в мае-июне 1992 года, на вооружении Хорватии, несмотря на эмбарго, появилось 11 ударных вертолётов Ми-24Д и Ми-24В. Источник происхождения вертолётов неизвестен, однако предполагается, что хорваты приобрели их или у ФРГ, или у Украины. С вертолётов было снято вооружение, и из них была сформирована 1-я эскадрилья боевых вертолётов, где они использовались для транспортных перевозок. Однако уже в 1993 году Крокодилы вновь получили вооружение: пулемёты ЯкБ-12,7, НАР и ПТУР "Спираль". Один невооруженный Ми-24Д был переоборудован в спасательный, на нём установили лебёдку. Ещё один вертолёт был переоборудован в противолодочный, он получил возможность нести на подкрыльевых пилонах четыре торпеды Мк.44. И один Ми-24 был оснащен ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика. Ми-24 ВВС Хорватии принимали участие в боевых действиях против сербов, в ходе которых был потерян как минимум один вертолёт. В 2004 году, 29-я эскадрилья, в которой на тот момент находились все выжившие Ми-24, была расформирована, а Ми-24В были поставлены на хранение.

Галерея

Логотип Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля Вертолёты конструкторского бюро имени М.Л. Миля Логотип Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля
Военные или двойного назначения:Ми-1Ми-2Ми-4Ми-6Ми-8Ми-9Ми-13Ми-17Ми-18Ми-19Ми-10Ми-14Ми-24Ми-25Ми-35Ми-35ММи-26Ми-28Ми-38Ми-171
Гражданские:Ми-12Ми-34
Проекты:В-3В-7Ми-20Ми-30Ми-32Ми-36Ми-40Ми-58Ми-42Ми-44Ми-46Ми-52Ми-54Ми-60 МАИМи-Х1