ФЭНДОМ

Моторизованная поддержка гражданской милиции или ZOMO (сокр. от Zmotoryzowane Odwody Milicji Obywatelskiej) — польская силовая структура времён коммунистической ПНР.

Формально предназначалась для обезвреживания особо опасных преступников, борьбы со стихийными бедствиями и катастрофами, обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий. Реально применялась в основном против политической оппозиции, прежде всего для разгонов акций протеста.

История

Постановление о создании ЗОМО было принято Советом министров ПНР 24 декабря 1956 года. Толчком к этому решению послужили Познанские события июня 1956, показавшие неподготовленность и ненадёжность армии и милиции при подавлении массовых выступлений. Коммунистическое руководство ПОРП посчитало необходимым создание особых формирований идеологически преданных, материально заинтересованных и профессионально квалифицированных.

Положение о порядке функционирования моторизованных отрядов милиции было издано 17 июля 1957 года. Первоначально ЗОМО комплектовалось из милицейских и армейских кадров на добровольной основе, чему способствовало повышенное обеспечение, расквартирование в крупных городах и отсутствие некоторых обременительных обязанностей воинской службы. С начала 1970-х была введена система призыва, поскольку негативное общественное мнение о ЗОМО снизило приток добровольцев.

115979351086317404

Первоначально численность отрядов ЗОМО составляла около 6,5 тысяч человек, к моменту упразднения численность формирования составляла более 12,5 тысяч.

Первое применение ЗОМО произошло 7 марта 1957 года в Жешуве, когда произошёл разгон демонстрации католиков, протестующих против закрытия прихода. В августе того же года ЗОМО подавляли забастовку работников трамвайного транспорта в Лодзи. В октябре разгоняли демонстрации варшавской молодёжи, которые выступали против закрытия популярного журнала. В результате варшавских столкновений два демонстранта погибли. ЗОМО использовались при подавлении студенческих волнений 1967 года, Гданьских забастовок 1970 года, забастовок в Радоме и на тракторном заводе в Варшаве 1976 года. После кровопролития в Гданьске ЗОМО окончательно приобрели в стране репутацию партийных карателей. 21 августа 1963 года бойцами ЗОМО был убит Юзеф Франчак — последний боец польского вооружённого антикоммунистического подполья.

Наиболее активно ЗОМО использовались в период военного положения 1981 - 1983 годов. Военнослужащие ЗОМО расстреляли забастовщиков на силезской шахте "Вуек" 16 декабря 1981 года. ЗОМО неоднократно применяли оружие при подавлении массовых выступлений сторонников Солидарности. Наиболее крупные столкновения произошли в различных городах Польши 1 - 3 мая и 31 августа 1982 года.

ЗОМО отличались особой жестокостью и поэтому вызывали массовую ненависть. В результате избиений и применения специальных средств несколько десятков демонстрантов были убиты. Патрули ЗОМО осуществляли произвольные аресты, жестокие избиения арестованных. В стране появилось презрительные выражения zomole (уничижительное прозвище) и bijące serce partii ("бьющее сердце партии").

2321b
Действия ЗОМО 1980-х связаны с именами генералов Мирослава Милевского (член политбюро ЦК ПОРП, министр внутренних дел в 1980 - 1981), Чеслава Кищака (член политбюро ЦК ПОРП, министр внутренних дел в 1981 - 1990), Юзефа Бейма (начальник гражданской милиции), Зенона Тшиньского (заместитель начальника гражданской милиции).

Последнее применение ЗОМО состоялось 3 июля 1989 года при разгоне демонстрантов, протестовавших против договорённостей ПОРП и "Солидарности" об избрании Войцеха Ярузельского президентом Польши.

7 сентября 1989 года система ЗОМО была расформирована приказом министра внутренних дел генерала Чеслава Кищака в правительстве Тадеуша Мазовецкого.

Вооружение

Моторизованные отряды гражданской милиции оснащались спецсредствами нелетального действия: резиновыми дубинками, водометами, гранатами со слезоточивым газом, однако в случае необходимости могли применять и огнестрельное оружие, имели на вооружении легкую бронетехнику: бронетранспортеры БТР-60ПБ и OT-64 SKOT (совместного польско-чешского производства). В экипировку бойцов моторизованных отрядов входили защитные шлемы и щиты. В период военного положения 1981 - 1983 г. личный состав получил новую защитную амуницию – бронежилеты и наколенники.

Униформа

Служащие ЗОМО носили униформу, которая по покрою и внешнему виду была похожа на армейскую. Цвет одежды был тёмно-синий.

Галерея

Интересные факты

  • В современной Польше деятельность ЗОМО рассматривается как преступное насилие тоталитарной диктатуры. Термин zomowiec является нарицательным обозначением полицейской жестокости. Некоторые рядовые бойцы и представители низшего командного состава (в частности, участники расправы на шахте "Вуек") были привлечены к уголовной ответственности. Безнаказанность высших руководителей, прежде всего генерала Чеслава Кищака, объясняется, как правило, негласными договорённостями о гарантиях, достигнутыми на переговорах весны 1989 года.

Источники

См. также