ФЭНДОМ

Нож — режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок — полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на одной или нескольких сторонах. В конструкции чаще всего можно выделить клинок и рукоять. У клинка может быть выраженное колющее остриё.

История ножа

800px-ALM 05 Dolch edit2

Кремнёвый нож (2600 лет до н.э.) и современный.

Древнейшие ножи известны с эпохи палеолита. Первыми ножами были каменные (чаще всего кремнёвые) отщепы, приобретшие впоследствии миндалевидную форму. Позже к ножам начали прикрепляться деревянные и костяные рукояти. Также широко использовались ножи из кости, дерева и бамбука. Около пяти тысяч лет назад человек научился получать и обрабатывать металл, и стал изготавливать ножи из меди и бронзы. На территории Южной Америки ножи также изготавливались из золота. С наступлением железного века железный нож постепенно вытесняет ножи, изготовленные из бронзы. С началом промышленной революции кустарное производство ножей сменяется заводским, меняются конструкция и материалы ножей. Одними из важных критериев становятся технологичность и снижение себестоимости. Начинается расцвет складных ножей. Очень скоро к старым традиционным центрам производства ножей добавляются новые, такие как Шеффилд в Англии, Золинген в Германии, Эскильстуна в Швеции, Ворсма, Златоуст в России и так далее. В 2005 году журнал "Форбс" провел опрос своих читателей, затем старших редакторов издательства и группу экспертов. Целью опроса было определить предметы, инструменты, оказавшие наибольшее влияние на историю человечества. По результатам опроса «номером один» среди важнейших вещей, созданных человеком, стал нож.

Классификация ножей

По конструкции

  • Ножи с фиксированным клинком — ножи, у которых клинок и рукоять соединены неподвижно.
  • Складные ножи — ножи, у которых в нерабочем положении клинок скрывается в рукояти. Среди складных ножей выделяются автоматические, в которых клинок в рабочее положение приводится силой взведённой пружины либо иным механизмом и инерционные, у которых открывание производится вращением кисти руки, держащей нож. Отдельным типом складных ножей являются т. н. гравитационные ножи, у которых клинок приводится в рабочее положение силой тяжести. Также учитывается наличие или отсутствие фиксатора клинка в открытом состоянии. Ножи с фиксатором классифицируются по типу замка: лайнер-лок, бэк-лок, аксис-лок и т. д.
  • Ножи со съёмными (сменными) клинками.
800px-Push dagger 2009 G2

Тычковый нож.

  • Тычковые ножи — ножи, у которых рукоятка расположена перпендикулярно лезвию, как у штопора. За редким исключением, они нескладные.
  • Скелетный нож — нескладной нож простейшей конструкции, целиком отштампованный из стального листа; рукоять для удобства удержания может быть обмотана шнуром.

По назначению

Оружие

  • Штык-ножштык, конструктивно схожий с ножом.
  • Боевой нож предназначен для поражения противника в ходе боевых действий и специальных операций. Иногда отдельно выделяются универсальные тактические ножи (в том числе и складные), подобное наименование предусматривает в случае необходимости возможность их применения в качестве боевых.
  • Нож для самообороны — гражданский нож, пригодный в качестве оружия самообороны.
  • Метательные ножи — особый род метательного оружия, либо спортивных метательных снарядов.
  • Баллистический нож — нож с отделяемым клинком, который вставляется в рукоятку и выстреливается под действием газа (или пружины).
D3s2578

Тактический нож Ontario Mark 3 Navy (MKIII).

  • Тесак — особо крупный боевой нож (ныне почти не применяемый).
  • Фашинный нож — нож для сапёрных работ с пилой на обухе (также вышел из употребления).
  • Нож в обуви — оружие скрытого ношения, предполагающее вмонтирование лезвия ножа в обувь. Подобным оружием обладали эвзоны, которые прятали ножи в помпонах на своих туфлях, а также агенты КГБ, из обуви которых выскакивал нож.

Туризм, охота и рыболовство

  • Охотничьи ножи — большая группа ножей, применяемых на охоте, может включать такие разновидности, как нож для добивания дичи, шкуросъёмный нож (скиннер), лагерный нож, козья ножка и т. д.
  • Ножи для рыбалки — для потрошения и разделки рыбы, а также для вспомогательных операций в ходе рыбалки. Накладывают дополнительные условия на конструкцию ножа, один из характерных рыбацких ножей — филейный нож с длинным узким клинком и нескользящей рукоятью.
  • Туристические ножи — группа разнородных ножей, объединённых возможностью применения на природе.
  • Ножи-мачете — предназначены для рубки ветвей, подлеска, тростника и т. п.
  • Ножи выживания — универсальные ножи с большим числом функций, а также набором инструментов и приспособлений (размещается обычно в полой рукояти) для выживания в экстремальных условиях.

Универсальные

  • Ножи повседневного ношения или ножи EDC (от англ. Every Day Carry — "носить каждый день") — преимущественно складные, сравнительно лёгкие и удобные в ношении ножи, приспособленные для различных действий (от хозяйственно-бытовых до самообороны). Важной особенностью большинства ножей данного типа является законность их ношения, то есть ножи EDC имеют габариты (длина клинка, толщина обуха) и технические характеристики (фиксаторы и др.) такие, что они не подпадают под законодательные ограничения предъявляемые к холодному оружию.
Kniper-1

Американский мультитул Kniper.

  • Мультитулы (англ. multitool — "многоинструментальный") — универсальные складные ножи с большим количеством инструментов.
  • Канцелярский нож — специализированный нож, предназначенный преимущественно для разрезания бумаги. Ранее представлял собой нескладной обоюдоострый нож, зачастую богато декорированный, изготовленный из не очень прочной стали либо из цветных либо драгоценных металлов, кости, камня. Использовался для вскрытия конвертов и разрезания книжных страниц. В современном мире под канцелярским ножом понимается нож небольших размеров, как правило пластиковый, с выдвижным сменным металлическим клинком. На клинок наносятся насечки для упрощения обламывания затупившегося сегмента. Аналогично выглядит и строительный нож.

Прочие

Список ножей

Арктика

Ulu knife Улу (уляк, пекуль) — "женский" нож эскимосов и других народов Севера. Полукруглой формы и с рукоятью, прикреплённой прямо на обухе.

Африка

1313073 100504211148 SANY0027 Нож-браслет (уляк, пекуль) — африканское оружие, широко распространенное на юго-западне Эфиопии, юго-востоке Южного Судана, в так называемом Треугольнике Илеми и в Кении. Встречается также в Уганде. Надевался на запястье.

Балканы

Drawing of Ustasha wrist knives used to quickly kill prisoners Сербосек — нож для массового убийства пленных сербов. Разработан в городе Золингене. Крепился к перчатке.

Германия

Seax with replica Сакс или Скрамасакс — общее название однолезвийных ножей со спуском обуха к лезвию, характерного оружия германских племён.
100581 1 Опасная бритва из города Золинген. Один из традиционных изготовителей — фирма Dovo.
DKTGD42 Траншейный нож — боевой нож с полуторалезвийным копьеобразным фиксированным клинком, обычно деревянной рукоятью и металлическими ножнами с клипсой, позволяющей закреплять их на голенище сапога или в ином месте обмундирования: применялся в Первой и Второй мировых войнах.
Multipurpos knives Koppmmesser 1 Нож парашютиста — складной нож с гравитационным механизмом и откидной свайкой. Базовая модель получила индекс M1937 и была неоднократно модернизирована. Нож применялся в воздушно-десантных войсках в качестве стропореза и вспомогательного инструмента, но устойчивы легенды об использовании ножа в качестве оружия.
7302071 Баварский никкер — традиционный охотничий нож.

Испания

1458929261199020964 Наваха — один из первых складных ножей в мире.
48674856 Канарский нож или Найф — нож с треугольным клинком и богато украшенной рукояткой в мусульманском стиле, распространен на Канарских островах.

Италия

2014 Nóż sprężynowy Итальянский стилет или Маньянский нож — автоматический складной нож из итальянского города Маньяно, который получил широкое распространение в Италии, США и других странах, в том числе в России.

Китай

JxCw3HdRiVk Меч-бабочка — китайское парное холодное оружие, приёмы с которым изучаются в северокитайском у-шу.
$(KGrHqZ,!q!E9eCLOfQDBP(mBIKPvQ~~60 57 Кинжал китайских речных пиратов — китайский парный боевой кинжал, применявшийся китайскими речными пиратами в XIX веке.

Латинская Америка

1200px-Machete Bolo Мачете — нож с длинным клинком, приспособленным для рубки.
3 1178732976 Нож гаучо — существует четыре основных типа ножей гаучо: facón, daga, cuchilla и puñal. Первые два: facón и daga – боевые ножи, cuchilla и puñal – ножи многофункционального назначения. Каждый из этих ножей имеют подтипы в зависимости от тонкостей различий дизайна, размера или региона производства.
Corvo knife Корво — чилийский традиционный нож.

Малайский архипелаг

3855a22f6b3618511c5f788586028afb Керамбит — нож с серповидным клинком, заточенным с вогнутой стороны и кольцом для пальца на головке рукояти.
655 Крис — нож или кинжал асимметричной формы. Наиболее известны волнистые разновидности криса.
Machete 30012017 02 Паранг — малайский эквивалент мачете.
Tt4014 Боло — разновидность рубящего мачете. На его прототипе основаны многие современные мачете американского и китайского производства.
58335.970 Балисонг ("бабочка") — нож с инерционным открыванием. Был довольно широко распространён в Европе с XVII в., но в настоящее время известен как филиппинский нож.
Kujungi Куджунги — индонезийский мистический нож с неприятным, "злым" дизайном, использующийся в Единстве Пенчак Силата Индонезии.

Непал

1418 Кукри — традиционный боевой и хозяйственно-бытовой непальский нож с клинком серповидной формы с расширением в середине и сужением к острию. Своего рода нож-топор, которым удобно и резать и рубить.

Персия

5a382a886df7531faedd84dbc53ba228 Кард — нож с прямым сравнительно узким клинком, с рисунком на гарде, ручка которого часто сделана из кости животных или рога. Кордом называют такой нож и в современном Таджикистане.

Россия

Kosýr' Косарь — большой хозяйственный нож.
Knife nkvd ussr Финка — русский нож, происходящий от финского пуукко, традиционно считающийся оружием (обычно маргинальных элементов и уголовных преступников). Отличается от традиционного финского ножа наличием скоса обуха (клип-пойнт), развитым перекрестием.
Parenskiy nozh Паренский нож — традиционный северный нож, изготавливаемый в посёлке Парень на Камчатке.
Zasapojniy2-h12mf-beresta Засапожный нож — славянский боевой нож. Предположительно нож не имел крестовины, клинок треугольный кривое, сечение ромбовидное, лезвие могло находится как на вогнутой, так и на обоих сторонах клинка.
E6b35c5f42ec3cccd545c76a949e8cdd Бичак или Бычак — традиционный осетинский (аланский), балкарский и карачаевский нож. Клинок прямой, характерно некоторое понижение линии обуха к острию. Гарда отсутствует, ширина клинка соответствует ширине рукояти в месте их соединения.
Kuyabrik Куябрик — традиционный русский нож простейшей конструкции. Цельнокованый нож, рукоять которого образована согнутым в виде петли хвостовиком клинка.
Knife nr40 ussr Нож разведчика — уставная модель боевого ножа, использовавшаяся в армии Советского Союза с 1940 по 1960-е годы.
Knife vishnya nr43 ussr Боевой нож "Вишня" — нож, находящийся на вооружении спецподразделений органов безопасности с 1943 года по настоящее время.
3bab7288f05503e376511d31912971a6 Охотничьи ножи Самсонова — ножи и кинжалы поставщика охотничьего общества Его Императорского Величества Егора Самсонова.
Загруженошлрл Подсайдашный нож — славянский боевой нож. Носился при саадаке. Клинок искривлённый, длиной более локтя, лезвие на вогнутой стороне.
Yakutskii-malyi-014-u8-karelskaya-bereza-1 Якутский нож — нож, используемый в повседневном быту, охоте и рыбалке коренными жителями Якутии.
3f3161bf36867695e7707acf90540240 Пурт — универсальный охотничий и хозяйственно-бытовой нож, традиционно используемый этническими коми. Имеет более 4-х разновидностей, употребляемых среди различных этнических групп коми.

Северная Америка

0220395742215-BOWIE-KNIFE Нож Боуи — собирательное название, означающее популярный в США большой боевой нож. Не существует стандарта на форму клинка, рукояти или наличие гарды. Обычно клинок имеет скос обуха, а рукоять снабжена гардой.
12499973 1 Арканзасская зубочистка — ещё одно собирательное название больших боевых ножей, которые применялись наряду с "Боуи". Однако после начала выпуска фирмой "Рэндалл" обоюдоострых ножей с длинным треугольным клинком это название закрепилось за таким дизайном. "Зубочистка" носилась на спине под одеждой, между лопаток, рукоятью вверх.
112716036 Грин-Ривер — простой, утилитарный охотничий нож характерной формы — немного изогнутый и расширяющийся к острию, с длиной около восьми дюймов.
Eng pl Ka-Bar-1217-USMC-The-Legend-knife-2025 1 KA-BAR — название ножевой фирмы, разработавшей дизайн ножа для морской пехоты и Военно-морского флота США во время войны во Вьетнаме, поскольку ножи, применяемые во время 2-й мировой войне оказались не пригодны в условиях джунглей.
17650830 Хвост бобра — индейский обоюдоострый нож-кинжал. Может иметь два или четыре поперечных выступа в основании для закрепления на рукоятке или древке.
Shakats-3 Шакатс — двухклинковый кинжал индейцев-тлинклитов на территории Аляски.
Obsidian-knife0 Текпатль — ацтекский обсидиановый нож, используемый во время жертвоприношений.

Средняя Азия

1004084993 w0 h0 pchakbrisov1 Пчак (печак) — нож со сравнительно широким клинком традиционно из углеродистой стали, сформированный методом горячей ковки, прямым обухом и неширокой рукоятью, прикреплённой на уровне обуха.

Украина

4137494672d0 Колодач — большой крестьянский украинский нож, аналог российского ножа-косаря. Предназначен по наиболее распространённой версии для рубки мяса на колоде (откуда и название).

Финляндия

800px-Carbon steel knife Пуукко — финский хозяйственно-бытовой нож с небольшим клинком, обух прямой, иногда с понижением к острию (дроп-пойнт и клип-пойнт), рукоять обычно без гарды.
9626f85a6fe31ae973d0679ae667bca52 Леуку — северный (саамский) нож, приспособленный для основных работ в лесо-тундровой и тундровой зоне, с клинком от среднего до крупного размера.
126004-woodxpert-brush-hook-xa3 1407 470 Весури (vesuri) — национальный карело-финский нож, аналог мачете. Популярен у лесников, лесорубов и охотников.

Франция

Ndeg10 inox web.1000x500 Опинель — традиционный складной одноклинковый нож с деревянной рукоятью.
10772219 Лайоль — традиционный складной одно- и многопредметный нож.
Nopic "Нож возчика" — складной, напоминающий наваху нож с суживающимся к острию клинком. Такими ножами возчики провертывали маленькие, почти незаметные дырочки в перевозимых бочках, чтобы воровать вино.
IWnVLa8VAfs Tatou — модель ножа, впервые изготовленная в 1979 г. Данный нож является частью снаряжения французской армии и также используется туристами и участниками походов и экспедиций.

Чехия

Mikov 241nr1-z Миков — крупный производитель складных и охотничьих ножей. Автоматические ножи Миков имеют оригинальную конструкцию кнопки, обеспечивающую безопасность изделия.

Швейцария

1866 tevolution141000x1000px Швейцарский армейский нож — небольшой складной мультиинструментальный нож.

Швеция

50468208 w0 h0 cid157058 pid21217582-69f9c35c Многоцелевой нож Mora Outdoor 2000 — один из самых востребованных ножей знаменитого шведского производителя Mora of Sweden (Morakniv). Выпускается с 1991 года. Представляет собой реплику традиционного шведского ножа, выполненную из современных материалов.

Шотландия

Sgian dubh Sheffield Скин ду — небольшой нож (в иной классификации кинжал), носимый за подвязкой гольфа.
Post-15026-0-06352500-1481493961 Скин-окклс — "подмышечный нож". Традиционный шотландский нож "скрытого ношения". Носился в специальном кармане-ножнах внутри левого рукава куртки. Упоминается в первом романе Вальтера Скотта "Уэверли, или Шестьдесят лет назад" (1814 г.) и в ряде других источников.
Dыrk Дирк — шотландский национальный кинжал (кортик). Является традиционным аксессуаром очень формального варианта шотландского национального костюма, а также носится при некоторых формах одежды волынщиками и офицерами шотландских полков британской армии и стран Содружества.

Япония

Tanto ryumon 700x263 Танто — вид короткого колюще/режущего холодного оружия, используемого самураями.
Db aikuchi-WAKIZASHI 2 5 Айкути — японский нож, разновидность танто, отличительной особенностью оправы которого является отсутствие цубы (гарды) и почти никак не обозначенный переход к клинку.
34244181 white Сантоку — универсальный японский кухонный нож.
Higonokami-Higo-05-BL-05-900x600 Хигоноками — дешевый складной рабочий нож. Трехслоный клинок с качественной сталью в сердцевине (широгами или аогами) железом на обкладках с простой рукоятью — обогнутой вокруг клинка латунной пастинкой. Изготавливается в городе Мики.
Yuuyuu-nata-back Ната — большой хозяйственный нож типа мачете.
Japanese cooking utensils 25 Дэба ботё — выполненные в японском стиле кухонные ножи для резки рыбы, птицы и мяса.
Кунай Кунай — японский кинжал, который изначально являлся инструментом фермера, однако впоследствии эволюционировал в оружие.

В культуре

Литература

  • В романе Клиффорда Саймака "Город" нож продолжал использоваться в далеком будущем, когда большинство человечества уже улетело на Юпитер, а на Земле хозяйничала цивилизация разумных Псов и других животных. Главный робот Дженкинс специально изъял из книжек любое упоминание про войны и оружие, чтобы избавить новое поколение Земли и тех немногих оставшихся людей от насилия и убийств, однако несмотря на все это, нож продолжал вполне законно использоваться человеком по имени Питер (а, возможно, и не только ним).