ФЭНДОМ

Готовясь к предстоящей войне с СССР японская армия сделала заказ на разработку специализированной машины, предназначенной для разрушения советских оборонительных позиций у границы с Манчжурией. Как это часто бывает, японцы отнеслись к такому вопросу нетрадиционно и дополнительно решили добавить ещё несколько полезных функций. В частности планировалось, что будущая машина должна будет рыть траншеи, производить разминирование местности, разрушать проволочные заграждения, осуществлять дезинфекцию и рассеивать ядовитые газы, а также использоваться в качестве крана, огнеметного танка и мостоукладчика. Таким образом, в итоге должна была получиться самая многофункциональная инженерная машина в мире.

Во многих источниках указывается, что для машин типа SS базой послужила конструкция среднего танка Тип 89. На самом деле это не совсем так. Конструкция шасси инженерной машины действительно имела сходство с танком, однако для SS использовались только отдельные элементы от серийных машин. Так, применительно на один борт, ходовая часть состояла из четырех двухкатковых тележек, соединенных попарно в два блока с амортизацией на листовых рессорах. Направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса зубового зацепления – сзади. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали по два верхних ролика с каждого борта. Гусеница мелкозвенчатая, одногребневая, состояла из стальных траков.

Машины SS первой серии действительно получили корпус, практически полностью заимствованный от более современного танка Тип 94, с характерной высокой лобовой частью и развитыми надгусеничными нишами. Правда, в конструкцию корпуса было внесено несколько изменений. Так, люк механика-водителя и шаровая установка с 7,7-мм пулеметом остались на прежних местах, но передний одностворчатый люк был заменен на двухстворчатый оставлен, а в нишах предусмотрели установку огнеметов. Соответственно, отсутствовала башня, вместо которой на крыше боевого отделения установили небольшую командирский купол со смотровым прибором. К передней части крепился двухсекционный плужный тралом. На корме устанавливались лебедочные механизмы с забором мощности от двигателя и буксирные приспособления.

Поскольку машины SS не предполагалось использовать в прямых боевых столкновениях толщину бронирования решили немного уменьшить. Теперь толщина крыши и днища составляла по 6 мм, борта корпуса – по 13 мм, лоб корпуса – 25 мм. В качестве основы для силовой установки использовался дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 145 л.с. при 1800 об\мин.

Прототип, поступивший на испытания в 1931 г., получился громоздким, а из всех функций наиболее эффективными оказались только чисто инженерные. Впрочем, усиленный состав вооружения, доведённый до 2-3 огнеметов и одного пулемета, был достаточно грозным. Армия, после некоторых раздумий, подписала контракт на поставку небольшой партии машин под обозначением SS-Ki.

Первые четыре SS поступили в распоряжение 1-й смешанной танковой бригады и были отправлены в Китай. В битве под Пекином 28 июля 1937 г. эти машины использовали в качестве огнеметных танков, но в дальнейшем SS в открытых боях не участвовали, а служили только для инженерных целей. Позднее их отправили на советско-манчжурскую границу в составе инженерного полка. Поскольку применение SS признали, в целом, успешным, армия выразила заинтересованность в приобретении более крупной партии инженерных машин. За несколько лет серийного производства (до 1943 г. включительно) было выпущено 119 машин (по другим данным – только 98) в шести основных модификациях:

  • SS-Ki - основная модификация инженерной бронемашины;
  • SS Kou Gata - инженерная бронемашина с модифицированной ходовой частью: введено четыре поддерживающих катка с каждого борта;
  • SS Otsu Gata - бронированный мостоукладчик с модифицированной ходовой частью: введены новые направляющие и ведущие колёса, по три поддерживающих ролика с каждого борта;
  • SS Hei Gata - бронированный траншеекопатель с ходовой частью от Otsu Gata и навесными бронеэкранами;
  • SS Tei Gata - инженерная бронемашина с ходовой частью от Otsu Gata
  • SS Bo Gata - бронированный мостоукладчик на основе базовой модификации, последний вариант;

В декабре 1941 г. несколько десятков SS перебросили на Филиппины, где они эксплуатировались в составе 2-го танкового полка (по большей части в качестве мостоукладчиков) вплоть до конца войны. К сожалению более подробная информация об их применении отсутствует. Последние сведения об инженерных машинах SS относятся к лету 1945 г., когда 8 из них были захвачены американцами после освобождения Филиппин.

Источник

War flag of the Imperial Japanese Army.svg Бронетехника Японской империи War flag of the Imperial Japanese Army.svg
Танкетки:НагаямаТип "Ка"
Малые танки:ИсикавадзимаТип 92 "ТК"Тип 94 "ТК"Те-КеКу-Ро
Лёгкие танки:Ко Гата СеншаКей-СенсяХа-ГоТип 98БКе-НиКе-ТоКе-НуКе-Хо
Средние танки:Оцу Гата СеншаЧи-ИЙи-ГоЧи-НиЧи-ХаШинхото Чи-ХаЧи-ХоЧи-ХеХо-ИЧи-НуЧи-ТоЧи-Ха КаиЧи-РиЧи-Ну IIЧи-Ну КаиЧи-Ри Бугатти
Тяжёлые танки:Тип 91Тип 95Тип 96О-ИО-НиО-ХаО-ХоТип 4Тип 5Тип 5 Тора
Плавающие танки:А-И-ГоSR ISR IISR IIIКа-МиКа-ЧиТо-Ку
Истребители танков:Со-ТоКу-СеХо-Ни IХо-Ни IIIНа-ТоТип 2 Ка-ТоТип 5 Ка-ТоТип 94 ТК ХоХо-РуХо-РиХо-Ри IIХо-Ри КаиЧи-Ха 120-ммЧи-Ру
Самоходные гаубицы:Дзиро-СяХо-РоХа-То IХа-То IIХо-Ни IIХо-ЧиХо-То
ЗСУ:Та-Се IТа-Се IIТа-Се IIIКи-То
Бронетранспортёры:Со-ДаХо-КиХо-ХаКа-ТсуСу-КиToyota LVTЧи-Со
Бронеавтомобили:Со-МоТип 92ЧиёдаМанцюкуоСо-КиСумидаУолсли-Сумида
Специальные машины:Ри-КиСС-КиХо-КСе-РиКа-ХаСи-КиКа-ШиБолотоход F B
Автомобили:Isuzu Type 97Nissan Type 180Isuzu Type 94