ФЭНДОМ

Хорватские оборонительные силы или ХОС — военизированная группировка Хорватской партии права.

История

После возвращения многопартийной системы в Югославии в 1990 году, была воссоздана Хорватская партия права. 25 июня 1991 года в Загребе было создано военизированное крыло партии, названное — Хорватские оборонительные силы. В это же время Хорватским демократическим союзом была создана другая паравоенная организация — Национальная гвардия Хорватии. Эти две организации обычно действовали согласованно.

После начала военных действий в Хорватии подразделения ХОС участвовали в первых боях с ЮНА. Впервые бойцы ХОС приняли участие в обороне Вуковара в сентябре 1991 года, участвовали в боях за Дубровник. После начала широкомасштабных боевых действий в Хорватии размер ХОС вырос до нескольких батальонов. Одним из создателей и первым командиром ХОС являлся активный член Хорватской партии права Анте Параджик, который погиб в результате несчастного случая в сентябре 1991 года. После того, как в ноябре 1991 года в Хорватии была объявлена всеобщая мобилизация члены ХОС официально вступили в хорватскую армию. С января 1992 года деятельность ХОС на территории Хорватии окончательно прекращается.

В Боснии и Герцеговине подразделения ХОС состояли из местных хорват, боснийцев и иностранных наёмников. Во главе ХОС в Боснии стоял Блаж Кралевич. На начальном этапе войны подразделения ХОС участвовали в обороне Столаца, перешли в наступление в восточной Боснии и захватили часть муниципалитетов Требине и Билеча. После чего большинство сербского населения бежало из этих мест, что шло вразрез с Грацским соглашением Хорватии и Сербии о разделе Боснии.

P1pdurTW-UU

Бойцы ЗНГ и ХОС во время боев за Вуковар.

В Боснии и Герцеговине были созданы две военные организации хорватов — Хорватские оборонительные силы (ХОС) и Хорватский совет обороны (ХСО). При этом лидеры этих организаций не были едины во взглядах. Руководство ХОС было против разделения Боснии и Герцеговины и присоединения хорватских земель Боснии к Хорватии. Лидеры ХСО напротив считали, что Хорватии необходимо "аннексировать" территории Боснии, где большинство населения составляют хорваты. ХОС выступал за возможность союза с боснийцами против сербов. Блаж Кралевич даже успел получить предложение от Алии Изетбеговича войти в Генеральный штаб Армии Республики Босния и Герцеговина.

Эти разногласия стали причиной серьёзного конфликта между ХСО и ХОС. 9 августа 1992 года Блаж Кралевич и 8 бойцов ХОС были убиты солдатами ХСО на дороге в районе села Крушево южнее Мостара. Вскоре после этого ХОС был распущен, а его бойцы вошли в состав подразделений Хорватского совета обороны и боснийской армии. Последнее подразделение ХОС было распущено 5 апреля 1993 года в центральной Боснии.

Структура и организация

Подразделения ХОС были сведены в основном в батальоны и роты. Существовало несколько именных частей особого назначения.

Список подразделений:

Хсо
  • Patch of 1st battalion Ivan the knight Brdar 1-й батальон "Иван Брдар" — Ливно;
  • Patch of the 2nd Battalion Stojan Vujnovic Srbin 2-й батальон "Стоян Вуйнович" — Домальевац-Шамац;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg 4-й батальон;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg 6-й батальон "Марьян Баотич" — Винковцы;
  • Patch of Ninth battalion Rafael the knight Boban 9-й батальон "Рафаэль Бобан" — Сплит;
  • Patch of 13th battalion Jure the knight Francetić 13-й батальон "Юре Францетич" — Томиславград;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg 19-й батальон "Юре Францетич" — Госпич;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg 101-й батальон "На Дрину" — Сараево;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Мостарский батальон — Мостар;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Чаплинский батальон — Чаплина;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg 1-я рота "Анте Параджик" — Ясеновац;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Вуковарская рота — Вуковар;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Витязи — Витез;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Чёрные волки — Калесия;
  • Patch of Zigosani Помеченные — Нови-Травник;
  • Patch of Lovac Рота охотников — Любушки;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Отдельная охранная рота — Загреб;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Любушская рота — Любушки;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Зеницкая рота — Зеница;
  • 250px-Patch of the Croatian Defence Forces.svg Тузланская рота — Тузла.

Выдающиеся личности

  • Блаж Кралевич — военный деятель боснийских хорват в первые месяцы Боснийской войны, командующий Хорватскими оборонительными силами. За семь дней до своего убийства Кралевич был назначен членом Генерального штаба боснийской армии.

Вооружение

5345b9fd179942aa6c64f5e0

Бойцы ХОС вооружались югославским оружием, что осталось со складов ЮНА и территориальной обороны. Также на вооружении имелись образцы стрелкового оружия из ГДР, Венгрии и других бывших стран социалистического лагеря, американские гранатомёты и штурмовые винтовки.

Униформа

Бойцы ХОС носили американский камуфляж woodland (с зимним и летним маскировочным рисунком), черные береты или хорватские кепки. В повседневных условиях они предпочитали использовать черную форму американского образца и красные береты с национальным символом (шаховницей) довоенного времени (с белым левым верхним квадратом). Этот символ применялся усташами во время Второй Мировой войны. На левой руке бойца ХОС находилась нашивка в виде старой национальной эмблемы в серебристом кольце. В верхней части кольца располагались буквы HOS, под ними HSP. В нижней части кольца была вышита надпись "Za dom spremni" (Готовы к защите Родины). Бойцы носили как хорватские знаки различия, так и усташеские. В декабре 1991 года власти Хорватии потребовали от ХОСовцев снять усташеские символы и использовать символы Хорватской республики.

Галерея

Источники

См. также