ФЭНДОМ

Тип 5 "Хо-То" — японская самоходная гаубица периода Второй мировой войны.

История создания

Легкий танк Тип 95 "Ха-Го" был самой массовой японской боевой машиной вплоть до 1943 года. Наличие неплохих ходовых качеств и 37-мм орудия давало ему возможность на равных бороться с БТ, Т-26 и даже более тяжелыми американскими М3 Stuart, но уже в 1942 году характеристики этого танка перестали удовлетворять армейское командование. Тогда для устаревших танков было найдено другое применение.

Вполне логично, что из "Ха-Го" решили сделать самоходную артиллерийскую установку, которая получила обозначение Тип 5 "Хо-То". Для этого вносить больших изменений в конструкцию танка не потребовалось.

Без сомнения, такая самоходка очень пригодилась бы японской армии, особенно в начальный период войны, однако работы над "Хо-То" начались лишь в конце 1944 г., а на испытания она поступила весной 1945 г. Вопреки ожиданиям мнение военной комиссии о боевых возможностях САУ оказалось невысоким. Отмечалось несколько перегруженное шасси, слабое бронирование и слишком тесное боевое отделение – в целом, эти недостатки препятствовали нормальной эксплуатации "Хо-То" в боевых условиях. В итоге, работы над 120-мм самоходным орудием на шасси легкого танка Тип 95 были прекращены ещё до завершения войны.

Описание конструкции

Корпус и бронирование

Башня, вместе с подбашенной коробкой, демонтировались, а на их место устанавливались открытая сверху рубка. Толщина брони была довольно скромной – всего 8 мм, но она частично компенсировалась наклонным расположением бронелистов.

Тип брони стальная
Лоб корпуса 12 мм
Лоб рубки 8 мм
Крыша 6 мм
Днище 6 мм

Вооружение

В лобовой части рубки был сделан прямоугольный вырез под установку 120-мм гаубицы образца 1905 г. "Type 38 Meiji". Эта артиллерийская система представляла собой не что иное, как лицензионный вариант гаубицы фирмы Krupp, широко применявшейся в ходе 2-й Мировой войны. В боекомплект гаубицы входили, в основном, осколочно-фугасные снаряды, обладавшие начальной скорость 274 м/с и максимальной дальностью стрельбы 5760 м. Конечно, для борьбы с "Шерманами" и "Матильдами" таких показателей было маловато, но зато полевые укрепления и неукрывшаяся пехота поражались с высокой эффективностью. Впрочем, при попадании в корпус танка 120-мм снаряд вызывал такое сотрясение, что двигатель на некоторое время мог заглохнуть.

Двигатель и трансмиссия

На самоходке "Хо-То", в задней части корпуса, устанавливался рядный 6-цилиндровый двухтактный дизель Mitsubishi NVD 6120 воздушного охлаждения с нормальной мощностью 110 л. с. Трансмиссия состояла из редуктора, четырёхступенчатой коробки переключения передач, карданного вала, соединённого коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, и одноступенчатых бортовых редукторов.

Ходовая часть

Нижняя часть корпуса и ходовая часть полностью сохранялись от "Ха-Го". Применительно на один борт имелось 4 опорных катка, сблокированных попарно в две тележки на качающихся балансирах, при помощи системы из Г-образных рычагов и тяг соединённых с цилиндрическими спиральными пружинами, укрытыми в горизонтальных трубах по бокам корпуса. Амортизаторы отсутствовали, что сильно осложняло ведение огня на ходу для легких танков, но для САУ этот недостаток посчитали несущественным. Данный тип подвески был сконструирован инженером Г. Хара и использовался на большинстве японских танков. Стальные мелкозвенчатые гусеницы имели цевочное зацепление, с открытым шарниром и одним гребнем. Каждая гусеничная цепь состояла из 97 траков с шагом 95 мм и шириной 250 мм.

Операторы

  • Япония Япония

Источник

War flag of the Imperial Japanese Army.svg Бронетехника Японской империи War flag of the Imperial Japanese Army.svg
Танкетки:НагаямаТип "Ка"
Малые танки:ИсикавадзимаТип 92 "ТК"Тип 94 "ТК"Те-КеКу-Ро
Лёгкие танки:Ко Гата СеншаКей-СенсяХа-ГоТип 98БКе-НиКе-ТоКе-НуКе-Хо
Средние танки:Оцу Гата СеншаЧи-ИЙи-ГоЧи-НиЧи-ХаШинхото Чи-ХаЧи-ХоЧи-ХеХо-ИЧи-НуЧи-ТоЧи-Ха КаиЧи-РиЧи-Ну IIЧи-Ну КаиЧи-Ри Бугатти
Тяжёлые танки:Тип 91Тип 95Тип 96О-ИО-НиО-ХаО-ХоТип 4Тип 5Тип 5 Тора
Плавающие танки:А-И-ГоSR ISR IISR IIIКа-МиКа-ЧиТо-Ку
Истребители танков:Со-ТоКу-СеХо-Ни IХо-Ни IIIНа-ТоТип 2 Ка-ТоТип 5 Ка-ТоТип 94 ТК ХоХо-РуХо-РиХо-Ри IIХо-Ри КаиЧи-Ха 120-ммЧи-Ру
Самоходные гаубицы:Дзиро-СяХо-РоХа-То IХа-То IIХо-Ни IIХо-ЧиХо-То
ЗСУ:Та-Се IТа-Се IIТа-Се IIIКи-То
Бронетранспортёры:Со-ДаХо-КиХо-ХаКа-ТсуСу-КиToyota LVTЧи-Со
Бронеавтомобили:Со-МоТип 92ЧиёдаМанцюкуоСо-КиСумидаУолсли-Сумида
Специальные машины:Ри-КиСС-КиХо-КСе-РиКа-ХаСи-КиКа-Ши
Автомобили:Isuzu Type 97Nissan Type 180Isuzu Type 94