ФЭНДОМ

Чи-Ха 120-мм — прототип истребителя танков со 120-мм длинноствольным орудием на базе среднего танка Чи-Ха. Один опытный образец был построен в 1944 году и отправлен на испытания.

История создания

С увеличением потерь своих кораблей японский флот все больше беспокоился о своем наземном и оборонительном оружии. Некоторые морские пушки были переоборудованы в гаубицы и противотанковые орудия. Некоторые из них были даже предназначены для размещения на шасси устаревших танков для большей мобильности.

Одним из таких импровизированных проектов САУ была 12-сантиметровая морская пушка, установленная на шасси танк "Чи-Ха". Официальное обозначение неизвестно, поэтому его обычно называют "Type 97 Chi-Ha 120 mm Long gun" для устранения неоднозначности с другим вариантом короткоствольной 120-мм пушки, установленной на том же шасси (Чи-Ха Каи). Другие обозначения включают: "IJN 12SM SPG" или "Военно-морская САУ". Члены экипажа называли машину просто "самоходкой".

Описание конструкции

Корпус и бронирование

САУ была сделана на базе танка "Чи-Ха". Чтобы установить 120-мм длинноствольное орудие, башня была снята, а сама пушка была модифицирована, чтобы соответствовать шасси.

Этот SPG не был транспортным средством, предназначенным для борьбы с воздушным или непрямым огнем.Максимальный подъём / спуск составила +20° / -10°.Кроме того, экипаж практически не имел защиты, даже не имел щита. По показаниям бывшего командира, экипаж должен был использовать в бою тактику "стреляй и стреляй". Поскольку Оригинальное шасси "Чи-ха" должно было сузиться, некоторые дополнительные пластины были размещены на верхней части, чтобы дать хотя бы некоторый комфорт членам экипажа.

Вооружение

На "Чи-Ха" 120-мм устанавливалось 120-мм корабельное длинноствольное орудие Type 3 образца 1914 года. Орудие было разработано в 1914 году и являлось практически точной копией семейства британских пушек QF 4.7 inch gun MK I-IV использовавшихся с 1887 по 1918 годы. В Японии это орудие, производившееся по лицензии компании "Elswick Ordnance", именовалось Тип 41. Поступив на вооружение в том же году, когда британский аналог перестал использоваться, Тип 3 почти ничем от него не отличался. Более того, калибр орудия указывался в дюймах до 5 октября 1917 года, когда он получил окончательное название. Масса башни - 8,9 тонн. Подъем и горизонтальный поворот осуществлялись вручную, скорость подъема - около 5 градусов в секунду, скорость поворота по горизонтали - 4 градуса в секунду. Ручное заряжание осуществлялось при углах подъема от 10 до 15 градусов. Основными снарядами были осколочно-фугасные типов 0 и 1. Масса снаряда составляла 20,3 кг, при этом масса взрывчатого вещества составляла, соответственно, 1,7 и 1,9 кг. Длина снаряда - 40,8 см. Износ орудия должен был позволять производить до 1000 выстрелов. Дальность стрельбы составляла 15 километров.Также использовался световой снаряд с массой 20,3 килограмм и максимальной дальностью стрельбы 14 километров. В 1943 для орудия был добавлен тупоносый противолодочный снаряд массой 16,4 килограмм (3,8 килограмм взрывчатки, длина 41,5 см). Эти снаряды имели максимальную дальность стрельбы чуть больше 4 километров и минимальную 750-800 метров (ближе происходил рикошет).

Во время некоторых обстрелов в апреле 1945 года орудие показало очень хорошую точность попадания на дистанции около 1500 метров. Это было связано с установкой новой прицельной системы, разработанной компанией "Tokyo Keiki".

Орудие в основном сохранило свой оригинальный дизайн. Оно было моноблочной конструкции с правосторонним нарезом. Подъемный маховик находился с правой стороны сиденья наводчика, а траверсирующее колесо с левой. Пушка разворачивалась на 360°.Но поскольку шасси "Чи-Ха" было слишком маленьким и легким для пушки 8 т, стрельба в сторону была очень проблематичной. Даже стрельба в кормовом и переднем направлениях сильно раскачивала машину. Также был снят курсовой пулемет. Вместо этого экипаж получил дополнительное вооружение.

Двигатель и трансмиссия

В "Чи-Ха" 120-мм двигатель и трансмиссия не потерпели изменений. Он всё также оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизелем "Мицубиси" Тип 97 воздушного охлаждения мощностью 170 л.с. Изменения претерпели характеристики подвижности. Из-за увеличения массы на 8.9 тонн машина стала медленнее ездить и разворачиваться. По словам бывших членов экипажа, максимальная скорость составляла около 25 км / ч. проходимость также значительно снизилась из-за большего давления на грунт.

Ходовая часть

На "Чи-Ха" 120-мм использовалась подвеска Типа Хара с катками, попарно подвешенными на качающихся балансирах, при помощи системы рычагов и тяг соединённых со спиральными пружинами, укрытыми в горизонтальных трубах по бокам корпуса.

На один борт ходовая состояла из 6 опорных катков, 3 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего катков. Зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, с одним гребнем, каждая из 96 траков с шагом 120 мм и шириной 330 мм. Шасси находилось под высоким давлением из-за избыточного веса (более 20 т). Это приводило к частым отказам трансмиссии, особенно после стрельбы. Более того, поскольку орудие было смещено вправо от центра, корпус также был наклонен вправо. Под таким давлением подвеска ломалась очень часто.

Испытания

Прототип был завершен к концу войны.Также были проведены различные испытания и даже даны заказы на серийное производство(вероятно, конверсии из уже находящихся в эксплуатации танков "Чи-ха")."Чи-ха", используемая в качестве базы, принадлежала 6-й дивизии IJA и была размещена в артиллерийском училище флота Татеяма в январе 1945 года.В апреле 20, 12см Тип 10 пистолет был место на корпусе.После капитуляции Японии экспериментальная САУ была обнаружена американской армией в Йокохаре.Его судьба неизвестна.

Операторы

  • Япония Япония

Источники

War flag of the Imperial Japanese Army.svg Бронетехника Японской империи War flag of the Imperial Japanese Army.svg
Танкетки:НагаямаТип "Ка"
Малые танки:ИсикавадзимаТип 92 "ТК"Тип 94 "ТК"Те-КеКу-Ро
Лёгкие танки:Ко Гата СеншаКей-СенсяХа-ГоТип 98БКе-НиКе-ТоКе-НуКе-Хо
Средние танки:Оцу Гата СеншаЧи-ИЙи-ГоЧи-НиЧи-ХаШинхото Чи-ХаЧи-ХоЧи-ХеХо-ИЧи-НуЧи-ТоЧи-Ха КаиЧи-РиЧи-Ну IIЧи-Ну КаиЧи-Ри Бугатти
Тяжёлые танки:Тип 91Тип 95Тип 96О-ИО-НиО-ХаО-ХоТип 4Тип 5Тип 5 Тора
Плавающие танки:А-И-ГоSR ISR IISR IIIКа-МиКа-ЧиТо-Ку
Истребители танков:Со-ТоКу-СеХо-Ни IХо-Ни IIIНа-ТоТип 2 Ка-ТоТип 5 Ка-ТоТип 94 ТК ХоХо-РуХо-РиХо-Ри IIХо-Ри КаиЧи-Ха 120-ммЧи-Ру
Самоходные гаубицы:Дзиро-СяХо-РоХа-То IХа-То IIХо-Ни IIХо-ЧиХо-То
ЗСУ:Та-Се IТа-Се IIТа-Се IIIКи-То
Бронетранспортёры:Со-ДаХо-КиХо-ХаКа-ТсуСу-КиToyota LVTЧи-Со
Бронеавтомобили:Со-МоТип 92ЧиёдаМанцюкуоСо-КиСумидаУолсли-Сумида
Специальные машины:Ри-КиСС-КиХо-КСе-РиКа-ХаСи-КиКа-ШиБолотоход F B
Автомобили:Isuzu Type 97Nissan Type 180Isuzu Type 94