Воины и военная техника вики
Advertisement
Воины и военная техника вики

15 cm Panzerwerfer 42 auf Sf или Sd.Kfz.4/1 (по сквозной системе обозначений вермахта) — германская самоходная РСЗО периода Второй мировой войны. Создана в 1942 году на базе полугусеничного грузового автомобиля Opel Maultier, в ходе серийного производства в 1943—1944 годах было выпущено 300 Sd.Kfz.4/1, а также 289 подвозчиков боеприпасов к ним, на той же базе. Sd.Kfz.4/1 активно использовались германскими войсками вплоть до конца войны, однако ввиду сравнительной малочисленности серьёзного влияния на ход боевых действий они не оказали.

История

Реактивный миномёт "Nebelwerfer 41" стрелял 34-килограммовыми снарядами на расстояние до 7 км. Запуск производился дистанционно, по проводам. Залп продолжался около 10 секунд. Оставленный снарядами дымовой след был превосходным ориентиром для артиллерии противника, поэтому расчёту требовалось как можно скорее сменить позицию. Основным недостатком миномёта стала низкая мобильность, из-за которой он мог стать лёгкой добычей для вражеской артиллерии. Для преодоления этого недостатка миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси. Такая машина получила название "Panzerwerfer", а транспортёр боеприпасов, в котором размещалось от 20-30 реактивных мин, получил название Munitionskraftwagen fur Nebelwerfer (Sd.Kfz.4).

В основе этой самоходной установки лежало шасси типа Sd.Kfz.3a, которое в свою очередь имело раму и передний мост от грузовика Opel "Blitz" 3,6-36S с поворотными колесами размером 19,0×20 и амортизацией на полуэллиптических листовых рессорах. Гусеничная часть монтировалась вместо заднего моста и, применительно на один борт, включала: 4 опорных катка блокированных попарно в две тележки с подвеской на пружинных рессорах, два поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо с винтовым механизмом натяжения, заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных одногребневых траков.

Поскольку установкам предстояло действовать на переднем краю фронта для них был разработан полностью закрытый бронированный корпус. Лоб, борта и корма имели толщину 8 мм, крыша и днище – по 6 мм. Самую сложную форму имел моторный отсек, в лобовой части которого был сделан вырез для радиатора с шестью пластинами защитных жалюзи, а для доступа к двигателю имелся большой двухстворчатый люк в крыше. На машинах типа Sd.Kfz.4 устанавливался 6-цилиндровый рядный бензиновый двигатель Opel, рабочим объёмом 3626 см.куб. и мощностью 75 л.с. при 3000 об\мин. В состав трансмиссии входил карданный вал, передававший мощность на ведущее колесо гусеничной части, механическая коробка передач, а также механические и гидравлические тормоза.

Кабина водителя, рассчитанная на двух человек, немного возвышалась над остальной часть корпуса и имела четыре небольших люка (по одному с каждого борта и два спереди), которые в боевом положении закрывались броневыми щитками со смотровыми щелями. Внутри размещался командир машины, выполнявший обязанности радиста, и его помощник, также обслуживавший ракетную установку.

Закрытый транспортный отсек транспортера получил двухстворчатую дверь в кормовом бронелисте и аналогичный люк в верхнем бронелисте. На крыше, ближе к корме, устанавливалась башенка конической формы с вертлюгом, в цапфенных гнездах которого подвешивалась качающаяся часть десятиствольного 150-мм реактивного миномета. Стволы располагались по 5 в два ряда. Стрельба велась фугасными реактивными минами, погрузка которых производилась через кормовую дверь. Общий боекомплект состоял из 20 мин, 10 из которых сразу загружались в стволы.

Немного стоит рассказать о боеприпасах. Фактически калибр реактивной мины составлял 158 мм, причем выпускалась она в четырех вариантах: фугасная, осколочная, дымовая и химическая. Полёт мины обеспечивался ракетным пороховым зарядом – пороховые газы выходили из 26 сопел по определённым углом, сообщая поступательное движение и приводя к круговому вращению наряда, что увеличивало более устойчивый курс, но сокращало дальность полёта. Вес мины, в зависимости от её типа, находился в пределах 34-37 кг. Максимальная дальность стрельбы доходила до 6900 метров.

Внутри башенки со смотровым прибором и прицелом RA-35, находилось место наводчика. Вертикальное наведение производилось при помощи винтового механизма в пределах от -12 до +80. Несмотря на то, что башенка имела возможность кругового вращения, прицельная стрельба могла вестись в секторе 270, поскольку передняя полусфера перекрывалась кабиной водителя. Толщина стенок башенки равнялась 10 мм.

Для защиты от налётов авиации и пехоты противника на кабине водителя имелся кронштейн для монтажа 7,92-мм пулемета MG-34, перевозимого в укладке. Кроме того, часть машин оснащалась дымовыми гранатомётами, крепившимися по бортам корпуса. Для внешней связи использовалась радиостанция Fu.Spr.G "f" со штыревой антенной.

Производство машин типа 15cm Panzerwerfer 42 и транспортеров для них было налажено в 1943 году, но относительно количества аналогичных машин на базе полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.250 их нельзя было назвать ни самыми массовыми, ни удачными. До конца года удалось собрать 248 машин (по другим данным – только 188) и 232 транспортера, а в первой половине 1944-го года выпустили ещё 52 и 57 машин соответственно. Кроме того, ещё 19 самоходных установок было переделано из транспортеров в июле 1944 года. Среди них как минимум одна машина была переоборудована под установку пакета направляющих рельсового типа для залпового пуска 24 реактивных мин калибра 80 мм.

В массовой культуре

Стендовый моделизм

Сборные пластиковые модели-копии 15 cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf в масштабе 1:35 выпускаются фирма Драгон (Китай).

Panzerwerfer 42 в игровой индустрии

Наиболее подробно Panzerwerfer 42 представлен в серии игр "В тылу врага 2" как альтернатива советской "Катюше" и американскому "Шерману Каллиопа".

Также Panzerwerfer 42 представлен в игре "Company of Heroes 2" как альтернатива советской "Катюше".

В MMO-игре "War Thunder" Panzerwerfer 42 введён в качестве премиумной (недоступной для покупки за внутриигровую валюту) РСЗО в при игре за Германию.

Источник

Germany cross.png Бронетехника Третьего рейха Germany cross.png
Лёгкие танки:Leichttraktor (K)Leichttraktor (R)VK 31 Modifiziert (R)KleintraktorLa.S.PzKpfw I Ausf. APzKpfw I Ausf. BPzKpfw IIPzKpfw 35(t)PzKpfw 38(t)PzKpfw II LuchsT-15PzKpfw 38(t) n.A.VK 16.02 Leopard
Средние танки:GrosstraktorPzKpfw IIIPzKpfw III/IVPzKpfw IVVK 30.01 (H)VK 30.01 (P)VK 30.01 (DB)VK 30.02 (DB)VK 30.02 (MAN)PantherPanther IIE-50
Тяжёлые танки:NeubaufahrzeugDW IDW IIVK 36.01 (H)VK 65.01 (H)VK 45.01 (P)Typ 130 (P)Tiger (P)VK 45.01 (H)Tiger IVK 45.02 (P)VK 45.02 (P) Ausf. AVK 45.02 (P) Ausf. BVK 45.02 (H)VK 45.03 (H)Tiger IIE-75
Сверхтяжёлые танки:LöweVK 100.01 (P)K.3381K.3382K.3384MäuschenVK 168.01 (P)K.3387Porsche Typ 205/1Porsche Typ 205/2MausTiger-MausE-100Landkreuzer P. 1000 RatteLandkreuzer P. 1500 Monster
Бронетранспортёры:SdKfz 250SdKfz 251SdKfz 247
Бронеавтомобили:Gepanzerter KraftwagenSdKfz 13ADGZSdKfz 231 (6-Rad)SdKfz 221SdKfz 222SdKfz 231 (8-Rad)Saurer RK9KugelpanzerSdKfz 254SdKfz 233SdKfz 234SdKfz 234/2 Puma
Штурмовые орудия:StuG IIIStuH 42StuIG 33BStuG IVSturmpanzer IVPzSf IVbHeuschrecke 10Sturmtiger
Истребители танков:Waffenträger auf LeichttraktorPanzerjäger ILeichte PanzerjägerPanzerjäger 35RMarder IMarder IIMarder IIINashornSturer EmilDicker MaxFerdinandElefantGrille 12Grille 15Jagdpanzer IV/48Jagdpanzer IV/70 (A)Jagdpanzer IV/70Jagdpanzer 38(t) HetzerJagdpantherJagdtiger8,8 cm Pak 43 JagdtigerSturmgeschütz MausE-10E-25E-25 (P)Waffentrager auf pz 4
Самоходные гаубицы:Sturmpanzer ISturmpanzer IISdKfz 135/1WespeGrilleHummelGeschutzwagen PantherGerät 809
РЗСО:15cm Panzerwerfer 42 Auf.SfWurfrahmen 40
ЗСУ:Kfz 4SdKfz 10/4SdKfz 6/2Flakpanzer IVFW 8,8 cm FlaK 41VFW 8,8 cm FlaK 37Flakpanzer 38(t)MöbelwagenWirbelwindOstwindKugelblitzFlakpanzer V
БРЭМ:Bergepanzer IIIBergepantherBergetiger
Разведывательные машины:PzBefWg IIIArtillerie-PzerbeobachtungswagenPzBefWg IVPzBeobWg Panther