ФЭНДОМ

43М "Зриньи II" (венг. Zrínyi II) — венгерская самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе. Названа в честь венгерско-хорватского национального героя Миклоша Зриньи.

История создания Править

Венгерские конструкторы решили создать свою машину по образцу немецких "штурмгешютц", то есть полностью бронированную. Базой для нее могла быть выбрана только база среднего танка "Туран".

САУ была создана в 1942 - 1943 годах на базе танка "Туран". По компоновке они напоминали немецкие штурмовые орудия StuG III или итальянские САУ "Земовенте".

Для борьбы с танками САУ "Зриньи" не годилась ввиду малой начальной скорости снаряда. Это была бы неплохая машина типа немецких штурмовых орудий, если бы только она не сохранила все недостатки базовой модели. 

В 1943 - 1944 годах произведено 66 "Зриньи", использовавшихся венгерскими войсками вплоть до 1945 года. После войны как минимум одна САУ этого типа использовалась в роли учебной до начала 1950-х годов.

Описание конструкции Править

Корпус и бронирование Править

САУ создана на базе среднего танка "Туран", ширину корпуса которого увеличили почти на 45 см. Бронирование составляло от 25 до 75 мм. Боевая масса самоходки равнялась 21,5 т.

Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса 75 мм
Борт корпуса 25 мм
Корма корпуса 25 мм
Крыша 8-25 мм
Днище 8-25 мм

Вооружение Править

В лобовом листе полностью бронированного корпуса справа установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра с клиновым затвором. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения — +25°. Боекомплект состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела.

Двигатель и трансмиссия Править

Самоходную артиллерийскую установку оснастили восьмицилиндровым карбюраторным V-образным двигателем "Manfred Weiss-Z" мощностью 194 кВт при 2200 об/мин. который позволял машине массой более 19 т разгоняться до максимальной скорости 43 км/ч. При емкости топливных баков 265 л запас хода машины составлял 165 км.

Трансмиссия самоходки состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной (3+3) коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Имелся и дублирующий механический привод.

Ходовая часть Править

Ходовая часть была подобна ходовой части среднего танка "Туран" и применительно к одному борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший самоходке преодоление вертикальных препятствий Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков Конструкция ходовой части обеспечивала САУ мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Модификации Править

  • 43M Zrínyi II — базовая модель, вооружённая 105-мм гаубицей. Выпущено 66 единиц.
  • 44M Zrínyi I — прототип истребителя танков, вооружённого длинноствольной 75-мм пушкой. Выпущен только 1 опытный образец.

Боевое применение Править

По штатам от 1 октября 1943 года в венгерской армии вводились батальоны штурмовой артиллерии, состоявшие из трех рот по 9 САУ, плюс командирская машина. Таким образом, батальон насчитывал 30 САУ. Первый батальон, названный "Будапештским", был сформирован в апреле 1944 года. Немедленно он был брошен в бой в Восточной Галиции. В августе батальон был выведен в тыл. Потери его, несмотря на ожесточенные бои, были невелики. Зимой 1944-1945 гг батальон сражался в районе Будапешта. В окруженной столице погибла половина его машин.

Были сформированы еще 7 батальонов, носивших номера - 7, 10, 13, 16, 20, 24 и 25.  10-й "Сигетварский" батальон в сентябре 1944 года успешно участвовал в тяжелых боях в районе Торды. При отходе 13-го сентября пришлось уничтожить все оставшиеся САУ. К началу 1945 г. все оставшиеся "Зриньи" были приданы 20-му "Эгерскому" и 24-му "Кошицкому" батальонам. 20-й, имея в своем составе помимо "Зриньи" - 15 танков-истребителей "Хетцер" (чешского производства), участвовал в боях еще в марте 1945 года. Часть 24-го батальона погибла в Будапеште.

Уже после войны чехи производили некоторые опыты и одну САУ использовали в качестве учебной еще в начале 50-х годов. Найденный в цехах завода "Ганц" недостроенный экземпляр "Зриньи" использовался в гражданском секторе.

После того, как выжившие силы отступили от Трансильвании в сентябре-октябре 1944 года, многие машины были захвачены и некоторое время использовались румынскими войсками. Одна машина в последствии была конфискована Красной Армией и выставлена в Бронетанковом музее в Кубинке. Это единственный сохранившийся экземпляр "Зриньи" II, имевший собственное имя "Иренке"

Операторы Править

  • Венгрия Венгрия
  • Румыния Румыния — трофейные машины.
  • Россия Россия (СССР) — три трофейных САУ.
  • Чехия Чехия (Чехословакия) — одна трофейная САУ.

Оценка машины Править

"43М "Зриньи II" — несмотря на определенное отставание в решении ряда технических проблем, оказалась весьма удачной боевой машиной, в основном, благодаря самой перспективной идее создания штурмового орудия (выдвинутой перед войной немецким генералом Гудерианом) - САУ с полным бронированием. "Зриньи" считается самой удачной венгерской боевой машиной времен второй мировой войны. Они успешно сопровождали атакующую пехоту, но против танков противника действовать не могли. В такой же ситуации немцы перевооружили свои "штурмгешютц" с короткоствольного орудия на длинноствольную пушку, получив таким образом танк-истребитель, хотя прежнее название - штурмовое орудие - за ними сохранилось. Аналогичная попытка венграм не удалась.

Галерея Править

Источники Править

Logo hug Бронетехника Венгрии времён Второй мировой войны Logo hug
Танкетки:35M37M
Лёгкие танки:Straussler V-3Straussler V-438M Toldi38M Toldi II38M Toldi IIA43M Toldi III
Средние танки:40M Turan41M Turan II43M Turan III Prototipus43M Turan III
Тяжёлые танки:44M Tas
Бронеавтомобили:39M Csaba
САУ:44M Zrinyi I43M Zrinyi IITuran MavagToldi PáncélvadászTas RohamlövegTuran Húfnica
ЗСУ:37M Krupp Protze AA40M Nimrod44M Nimrod II
Бронетранспортёры:43M Lehel37M Hansa Lloyd
Автомобили:38M Ford G917T41M Rába38M Botond37M Krupp Protze