ФЭНДОМ

9К33 "Оса" или SA-8 Gecko — советский автоматизированный войсковой зенитный ракетный комплекс. Комплекс является всепогодным и предназначен для прикрытия сил и средств мотострелковой (танковой) дивизии во всех видах боевых действий.

Разработка началась 27 октября 1960 года, принят на вооружение 4 октября 1971 года. Комплекс оснащён четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9M33, модификация "Оса-АК" имеет 6 ракет 9М33М2, а "Оса-АКМ" — 6 ракет 9М33М3. На конец 2007 года является наиболее многочисленным в России комплексом войсковой ПВО. На вооружении состоят более 400 машин.

История создания

27 июля 1960 года в соответствии с постановлением СМ СССР № 1157—487 была начата разработка ЗРК под кодовым именем "Оса" (на стадии проработки требований проект носил название "Эллипсоид"). Работы велись тяжело, с постоянными срывами сроков. В результате к 1962 году разработка практически не вышла из стадии лабораторной экспериментальной отработки.

SA-8 PGE

Головным разработчиком всего комплекса в целом был НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором был назначен М. М. Косичкин. За создание ЗУР отвечал Тушинский машиностроительный завод во главе с А. В. Потопаловым. Пусковую установку разрабатывало КБ компрессорного машиностроения ГКАТ.

Наиболее сложной частью разработки являлось создание ЗУР. С поставленными сроками разработки Тушинский машиностроительный завод не справился. Поэтому 7 сентября 1964 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР разработчиком ЗУР было назначено ОКБ-2, а главным конструктором по направлению П. Д. Грушин.

В качестве нового срока предъявления ЗРК на испытания был установлен второй квартал 1970 года. Кроме того, новым главным конструктором "Осы" был назначен В. П. Ефремов, а его заместителем являлся И. М. Дризе. Разработка колёсного шасси для ЗРК "Оса" была поручена Брянскому автомобильному заводу.

В марте-июне 1970 года ЗРК "Оса" прошёл испытания, а с июля 1970 по февраль 1971 года проводились совместные испытания. После испытаний и отработки документации 4 октября 1971 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение.

Состав

Боевая машина 9А33Б

Nellis SA-8

БМ 9А33Б является автономной всепогодной огневой единицей. Машина способна обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановки способна обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут.

В качестве базы используется шасси БАЗ-5937. Шасси трёхосное, для движения по воде снабжено водомётом. Двигатель дизельный. Кроме того, шасси оборудовано средствами навигации и топопривязки. Шасси может транспортироваться самолётом Ил-76 и железнодорожным транспортом.

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Радиолокационная станция кругового обзора. Имеет высокую степень защиты от помех. Решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Вращается со скоростью 33 1/3 оборота в минуту и стабилизирована в горизонтальной плоскости. Возможности антенны обеспечивают обнаружение цели типа истребитель на расстояниях до 40 км и 27 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Работает в диапазоне частот 6-8 ГГц.

Станция сопровождения целей (ССЦ)

Zestaw przeciwrakietowy Osa

Осуществляет поиск целей по данным полученным от СОЦ. Производит захват и автосопровождение целей по угловым координатам и дальности и выдаёт точные текущие координаты на счётно-решающий прибор (СРП). ССЦ позволяет захватывать и сопровождать цели на дальности до 23 и 14 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Станция имеет защиту от пассивных и активных помех. Работает в диапазоне частот от 14,2 до 14,8 ГГц.

Счётно-решающий прибор (СРП)

СРП решает задачу встречи ЗУР с упреждающей траекторией цели при поступлении информации от ССЦ, затем вырабатывает данные для своевременного пуска ракет. Время реакции комплекса от 16 до 26 секунд.

ЗУР 9М33

Основным вооружением ЗРК является твердотопливная ЗУР 9М33, выполненная по схеме "утка". Оснащена радиокомандной системой наведения на цель, осколочной боевой частью, неконтактным взрывателем с радиусом срабатывания 5 м и трассерами в хвостовой части для сопровождения телевизионно-оптическим визиром. Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществляется с интервалом 3-5 с. Для снижения ошибки наведения при стрельбе по целям, находящимся на высотах 50-100 м, ракета наводится на них сверху вниз.

ТЗМ 9Т217Б

Транспортно-заряжающая машина осуществляет транспортировку двенадцати ЗУР и обеспечивает заряжание боевой машины.

Модификации

3966053856 88a6e4fb23

Советские

9К33М2 "Оса-АК"

Модернизированный комплекс 9К33М2. Принят на вооружение в 1975 году.

Основные отличия от базового вариантхуй

  • 1. Расширена зона поражения целей по дальности, высоте и параметру.
  • 2. Изменена структура СРП, добавлена возможность наведения ЗУР на цель, движущуюся со скоростью до 500 м/с и маневрирующую с перегрузкой до 8 единиц.
  • 3. Имеет возможность обстрела и поражения целей на догонных курсах при скорости движения до 300 м/с.
  • 4. Повышена защищённость от воздействия радиоэлектронных помех, улучшены условия автосопровождения целей в пассивных помехах.
  • 5. Используется новая элементная база, повышена общая надёжность функционирования БМ.
  • 6. Усовершенствован радиовзрыватель ЗУР. Новый взрыватель обеспечивает снижение нижней границы зоны срабатывания до 27 метров.
  • 7. ЗУР размещена в ТПК. Повышен гарантийный срок использования ракет до 5 лет и повышена радиационная стойкость.
  • 8. Обеспечена транспортировка восьми ЗУР и заряжание боевой машины.

9К33М3 "Оса-АКМ"

Дальнейшая модернизация комплекса. Эта модификация может эффективно бороться с самолётами и вертолётами при прикрытии войск во всех видах боевых действий и в условиях активного радиоэлектронного противодействия.

Работы по совершенствованию БМ ЗРК "Оса" и его ракеты были начаты в ноябре 1975 года под кодовым именем "Мара". ПСИ модернизированный комплекс прошёл в 1977 году, а государственные испытания были пройдены в декабре 1979 года. В 1980 году ЗРК был принят на вооружение под обозначением "Оса-АКМ".

Основные изменения, произведённые в ЗРК "Оса-АКМ":

  • 1. Расширена зона поражения.
  • 2. Улучшена разрешающая способность индикатора кругового обзора СОЦ по азимуту и дальности.
  • 3. Снижена вероятность срабатывания радиовзрывателя от земли и повышена точность наведения ракеты за счёт усовершенствованного СРП.
  • 4. Возможность обстрела целей, движущихся со скоростями до 500 м/с и маневрирующих с перегрузкой до 8 единиц, а также возможность обстрела целей летящих со скоростью 300 м/с вдогон.
  • 5. Увеличена плотность потока осколков. За счёт принудительной подачи радиокоманды на подрыв БЧ улучшена возможность коррекции области срабатывания радиовзрывателя.
  • 6. Повышена надёжность работы БМ за счёт перевода на новую элементную базу. Улучшена общая помехозащищённость.
  • 7. Доработан радиовзрыватель.

Белорусские

9К33-1Т "Оса-1Т"

Белорусский вариант модернизации 9К33. Работы по модернизации начаты в 2001 году белорусским Научно-производственным унитарным предприятием "Тетраэдр". Впервые ЗРК был представлен на выставках вооружений "MSPO-2003" в г. Кельце и "MILEX-2003" в г. Минск.

Основные отличия от базового варианта "Оса-АК(М)":

  • 1. На ЗУР применена новая система наведения, позволяющая поражать летательные аппараты со скоростями до 700 м/с на дальностях до 12 км и высотах до 7 км. Декларируется вероятность поражения аэродинамической цели или вертолёта одной ЗУР — 0,6…0,8, а маневрирующей цели — 0,4…0,7. Заявлена возможность поражения малоразмерных целей, в том числе выполненых по технологиям "стелс", а также вертолётов огневой поддержки до рубежа пуска ими высокоточного оружия. Установка новой системы наведения позволила повысить объём зоны поражения в 2,06 раза при стрельбе навстречу целям со скоростями до 300 м/с и в 4 раза для целей со скоростями до 500 м/с.
  • 2. Повышена помехозащищённость ЗРК. В тракты СОЦ и ССЦ установлены твердотельные усилители высокой частоты (УВЧ) с низкими коэффициентами шума и расширенным динамическим диапазоном. Эти меры, совместно с введением системы цифровой обработки сигналов СОЦ и ССЦ, обеспечивают более высокую помехозащищённость модернизированного ЗРК. Дополнительно в состав аппаратуры введена оптико-электронная система ОЭС-1Т с теплопеленгатором (рабочий диапазон: 8-12 мкм), телевизионным каналом (с лучшими, чем у штатного телевизионно-оптического визира 9Ш38-2, характеристиками) и лазерным дальномером (длина волны — 1,06 мкм) для измерения дальности до цели в режиме радиомолчания. Введение оптико-электронной системы для сопровождения цели позволяет повысить живучесть в условиях применения противником противорадиолокационных ракет и полного радиоэлектронного подавления.
  • 3. Повышена степень автоматизации боевой работы. Установлено автоматизированное рабочее место начальника расчёта АРМ-1Т на базе современного компьютера, позволяющее автоматизировать расчёт зоны поражения по сопровождаемой цели в реальном масштабе времени, выводить формуляр сопровождаемой цели на ЖК экране АРМ. Из состава батареи исключён командирский пульт управления ПУ-12М, а управление действиями батарей (до 4 машин) организовано от ведущей боевой машины по принципу "ведущий-ведомый", что позволило автоматизировать задачи целераспределения, целеуказания и координации действий батареи в областях перекрытия зон поражения пусковых установок 9А33-1Т.
  • 4. Повышена надёжность ЗРК за счёт перевода на новую элементную базу до 80 % аппаратуры. Повышен ресурс аппаратуры, снижена номенклатура запасных частей и время, требуемое для технического обслуживания. Введён режим "электронный выстрел", позволяющий осуществлять комплексную проверку систем, входящих в контур управления пуском ЗУР. Из состава ЗРК исключён тренажёр 9Ф632 (на базе ЗИЛ-131), его функции реализованы в аппаратуре функционального контроля и тренажёра АФКТ-1Т входящей в каждую БМ.

Демонстрационные боевые стрельбы для 11 иностранных делегаций были проведены 4 октября 2005 года на 174-м полигоне ВВС и войск ПВО в п. Доманово, где "Оса-1Т" продемонстрировала сопровождение и поражение всех мишеней ИВЦ-М2 с расходом не более одной ЗУР на мишень. Также сообщается, что по результатам стрельб заключены три контракта с инозаказчиками на модернизацию "Оса-АК".

Пуск ракеты ЗРК Оса на полигоне Доманово (Беларусь)

T38 "Стилет"

В состав комплекса T38 входят:

  • боевая машина Т381 (на шасси МЗКТ-69222),
  • двухступенчатая ракета T382 (КБ "Луч", Украина),
  • транспортно-заряжающая машина Т383,
  • юстировочная машина Т384,
  • машина технического обслуживания Т385,
  • автоматизированная контрольно-испытательная *подвижная станция Т386,
  • комплект наземного оборудования Т387.

Может использовать ракету 9M33M3 комплекса "Оса-АКМ".

Польские

SA-8 Sting

Польский вариант модернизации "Оса-АК(М)". Работы по модернизации начаты в 2001 году заводом вооружения № 2 г. Грудзёндз. Впервые ЗРК был представлен на выставках вооружений "MSPO-2003" в г. Кельце и "MILEX-2003" (г. Минск).

Операторы

Современные

  • Россия Россия
  • Азербайджан Азербайджан — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Алжир Алжир:
  • Ангола Ангола — 15 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Армения Армения — 178 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Белорусь Беларусь — некоторое количество 9К33, по состоянию на 2016 год.
  • Греция Греция — 38 9К33М3 по состоянию на 2016 год. Первые 20 экземпляров "Оса-АКМ" поставлены в конце 1998 года.
  • Грузия Грузия — 8 9К33М2 "Оса-АК" и 6-10 9К33М3 "Оса-АКМ" по состоянию на 2016 год.
  • Индия Индия
  • Иордания Иордания — 48 9К33М по состоянию на 2016 год.
  • Куба Куба — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Польша Польша — 64 9К33М2 "Оса-АК" по состоянию на 2016 год.
  • Сирия Сирия — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Туркмения Туркмения — 40 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Украина Украина — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Эквадор Эквадор — 6 9К33 по состоянию на 2016 год.

Бывшие

  • Россия Россия
    • СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
  • Ливия Ливия — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2012 год.

Боевое применение

  • На малой дальности РЛС комплекса обеспечивала высокое соотношение сигнал-шум даже в условиях помех, а в случае невозможности этого оставалась возможность работы, используя оптический визир, поэтому при применении сирийских ЗРК "Оса" в боевых действиях в южном Ливане в начале 1980-х годов израильские ВВС были вынуждены применять массовый запуск беспилотных летательных аппаратов в качестве ложных целей, с последующей атакой ударной авиации на позиции израсходовавших боекомплект ЗРК. Таким образом были уничтожены 3 комплекса, а 4-й ЗРК "Оса" сбил один израильский разведчик RF-4E, количество уничтоженных при этом БПЛА не уточняется.
  • 12 октября 1981 года бойцы Полисарио с помощью ЗРК "Оса" сбили марокканский самолёт-воздушный командный пост C-130H "Геркулес", весь экипаж погиб. На следующий день с помощью "Осы" был сбит летящий на максимальной скорости истребитель Mirage F.1.
  • В ходе военных действий в Анголе в 1987—1988 году ЗРК "Оса" сбили два дистанционно пилотируемых летательных аппарата и один пилотируемый разведчик.
  • Перед началом операции "Буря в пустыне" специальное подразделение США с использованием вертолётов проникло на территорию Кувейта, захватило и вывезло ЗРК "Оса" со всей технической документацией, заодно пленив и боевой расчёт, состоящий из иракских военнослужащих.
  • В ходе боевых действий в Кувейте иракским ЗРК "Оса" были сбиты несколько крылатых ракет "Томагавк".
  • Комплекс применялся в ходе вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года российской и грузинской сторонами. По некоторым данным, модернизированным комплексом "Оса-АК/АКМ" был сбит российский Ту-22М3.
  • 9К33М2 поставлялась так же в Ирак в 1984—1984 гг. и участвовала в Ирано-Иракском конфликте; поставлено 2 дивизиона по 3 батареи.
  • В ходе Гражданской войны в Сирии бойцы Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил сбили из трофейного комплекса два вертолёта Ми-8/Ми-17 ВВС Сирии.

Источники