ФЭНДОМ

Кобра — колёсный бронеавтомобиль, разработанный турецкой фирмой "Otokar" при участии американской компании "AM General".

История создания

Разработка бронемашины была начата турецкой компанией "Otokar" в 1994 году в инициативном порядке, в 1995 году к проекту подключилась американская фирма "AM General". В апреле 1996 года был изготовлен первый прототип бронеавтомобиля, а в июле 1997 года разработка была завершена (к этому времени было изготовлено восемь предсерийных образцов — в варианте разведывательного бронеавтомобиля и бронетранспортёра).

Несколько позже был разработан плавающий вариант бронемашины.

12 октября 2012 года было подписано соглашение о создании в Казахстане турецкой компанией "Otokar" и казахской компанией "Казахстан Инжиниринг" совместного предприятия по производству бронемашин "Кобра".

Описание конструкции

Бронемашина разработана с использованием многих компонентов американского вездехода HMMWV.

Стальной V-образный корпус обеспечивает защиту от лёгкого стрелкового оружия, артиллерийских осколков, противопехотных и противотанковых мин и самодельных взрывных устройств.

Варианты и модификации

Разработано несколько вариантов бронемашины "Кобра":

  • разведывательный бронеавтомобиль, в башне которого может быть установлен 7,62-мм пулемёт, 12,7-мм пулемёт Browning M2HB или 40-мм автоматический гранатомёт Mk 19.
    • EOD BRAAT — разработанный в 2000 году вариант для инженерно-сапёрных подразделений, на котором вместо пулемёта в башне установлена 12,7-мм снайперская винтовка M82A1.
    • Cobra 20mm cannon carrier — бронеавтомобиль с установленной в башне 20-мм пушкой Nexter Systems 20mm M621. Один демонстрационный образец показан в 2008 году.
  • бронетранспортёр (десантное отделение рассчитано на 11 человек).
  • ARSV — вариант с радиолокационной станцией ARS-2000.
  • командно-штабная машина
  • санитарная машина
  • Cobra anti-tank vehicle — противотанковый вариант с пусковой установкой TOW.

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан — 100
  • Алжир Алжир — 600
  • Бангладеш Бангладеш — несколько "Кобр" были закуплены для тестирования. В будущем планируется закупить больше машин.
  • Бахрейн Бахрейн
  • Грузия Грузия — 300
  • Ирак Ирак
  • Казахстан Казахстан — 17 на вооружении 36-й дшбр.
  • Мальдивские острова Мальдивские острова — 3 предсерийных машины поставлены в 1997 году.
  • Нигерия Нигерия — 193 "Кобры" на общую сумму $58,8 млн, включая запасные части.
  • ОАЭ ОАЭ
  • Россия Россия — одна машина была взята в качестве трофея и восстановлена.
  • Словения Словения — в 2007 году заказаны и 2008 году получены 10 машин.
  • Турция Турция — принят на вооружение в 1997 году, в этом же году первые пять бронемашин поступили на вооружение, производство для турецкой армии начато в декабре 1997 года, имеется 789

Участие в войнах и военных конфликтах

  • Пприменялся подразделениями турецкой армии для патрулирования в зоне деятельности курдских повстанцев;
  • Во время боевых действий в Южной Осетии 2008 года применялся подразделениями МВД Грузии, шесть бронемашин было подбито и захвачено в качестве трофеев частями Российской Армии, одна из них (бортовой номер 307) впоследствии была восстановлена.

В культуре

  • Одна восстановленная бронемашина использовалась на съёмках кинофильма Август Восьмого.
  • Показан в компьютерных играх Battlefield: Bad Company, Battlefield: Bad Company 2.