ФЭНДОМ

T71 DA — проект американского лёгкого авиатранспортабельного танка с качающейся башней.

История создания

В начале пятидесятых годов американское командование пришло к выводу о необходимости замены легких танков M41 Walker Bulldog. Подобная техника уже не в полной мере отвечала существующим требованиям, из-за чего в скором будущем ее требовалось заменить новыми образцами аналогичного класса. С целью замены стремительно устаревающих танков были запущены несколько новых проектов. Один из проектов перспективной легкой бронемашины получил известность под рабочим обозначением T71.

Увидев недостаточность имеющихся характеристик и сомнительное будущее существующей техники, военное ведомство США в мае 1952 года сформировало и представило требования к перспективному легкому танку. В соответствии с первоначальным техническим заданием, армия желала получить гусеничную бронированную боевую машину с орудием калибра 90 мм. Боевая масса образца не должна была превышать 20 т. В обозримом будущем эти требования корректировались тем или иным образом. В частности, позже максимальную боевую массу сократили до 18 т. Кроме того, в связи с возможными техническими проблемами калибр орудия уменьшили до 76 мм.

К середине следующего года несколько ведущих организаций оборонной промышленности представили свои варианты новой техники. Поставленные конструкторские задачи предлагалось решать самыми разными способами, из-за чего разработанные машины имели весьма заметные отличия. Одновременно с этим присутствовали и общие черты, оговариваемые техническим заданием. В июле 1953 года на специальном заседании на базе Форт-Нокс были выбраны три проекта, больше всех устроившие военных. Их планировалось развивать дальше, вплоть до нового сравнения и выбора машины для серийного производства. На этом этапе программа получила рабочее обозначение T71.

Конструкторы Арсенала Детройта предложили строить гусеничную бронемашину традиционной компоновки с поворотной башней лафетного типа. 76-мм орудие предлагалось оснастить автоматом заряжания, что позволяло сократить экипаж до трех человек. Также предлагались некоторые другие идеи и решения, дававшие возможность сократить габариты техники, а также уменьшить ее боевую массу в соответствии с требованиями заказчика.

Ознакомившись с конструкторской документацией по трем проектам, специалисты военного ведомства выбрали две наиболее удачные и интересные разработки. Дальнейшее развитие должны были получить проекты компаний "Cadillac Motor Car Company" и "AAI". Интересно, что Детройтский арсенал, не сумевший заинтересовать армию своей разработкой, тоже начал строительство демонстрационного макета, однако на получение заказа ему рассчитывать не приходилось.

Описание конструкции

Корпус и бронирование

T71da

Макет танк Т71.

Предлагалось использовать сварной корпус, способный обеспечить всеракурсную защиту от стрелкового оружия. Лобовая проекция при этом должна была защищать машину и от более серьезных угроз. Максимальная толщина брони задавалась на уровне 25,4 мм, минимальная – 19 мм. Одновременно с этим общий уровень защиты и живучесть на поле боя предлагалось повышать за счет высокой подвижности и правильной компоновки корпуса. Лобовую часть корпуса танка T71 предлагалось собирать из трех прямоугольных броневых листов, размещенных под разными углами к вертикали. Верхний лист, находящийся рядом с крышей, отличался меньшим наклоном. Средний и нижний, в свою очередь, образовывали структуру клиновидного профиля. У левого борта на верхнем лобовом листе предлагалось закрепить литую деталь сложной формы, служащую основанием для люка и смотровых приборов механика-водителя. Также корпус должен был иметь вертикальные борта, горизонтальную крышу и наклоненный назад кормовой лист.

Была разработана качающаяся башня. В крыше башни предлагалось установить два люка. Левый, предназначенный для заряжающего, отличался простотой конструкции. На правом отверстии в башне предлагалось поместить командирскую башенку с набором перископических приборов и пулеметной установкой. Последняя позволяла использовать оружие, не покидая защищенный отсек.

Вооружение

В башне предлагалось поместить качающуюся установку с 76-мм нарезным орудием T185 и автоматом заряжания. Эта пушка имела ствол длиной 60 калибров, оснащалась дульным тормозом и имела полуавтоматический клиновый затвор, перемещающийся по вертикали. Для заряжания затвор уходил вниз.

Вспомогательное оружие танка состояло из спаренного пулемета винтовочного калибра, помещенного слева от пушки на общих с ней креплениях, и зенитной пулеметной установки. Последняя была интегрирована в поворотную командирскую башенку. Башенка имела возможность вращения в горизонтальной плоскости. В передней ее части имелось качающееся устройство для монтажа пулемета, в задней – откидная крышка люка. Конструкция командирской башенки позволяла использовать крупнокалиберные пулеметы.

Двигатель и трансмиссия

Проектом T71 предлагалось применение бензинового двигателя Continental AOI-628-1 мощностью 340 л.с. В одном отсеке с двигателем находилась трансмиссия Allison XT-300, обеспечивавшая передачу крутящего момента на передние ведущие колеса. В свободных объемах корпуса удалось поместить топливные баки общей емкостью 150 галлонов (568 л).

Ходовая часть

Ходовая часть танка отличалась простотой конструкции. На каждом борту предлагалось помещать по четыре опорных катка большого диаметра. Катки получали индивидуальную торсионную подвеску. Поддерживающие ролики не применялись. В отличии от T71 CMCD, на танке DA был передний ленивец.

Операторы

  • США США — проектирование.

Интересные факты

  • Студия ГРЕК посвятила танку песню "Бешеный табурет".

Источники

Flag of the United States.svg Бронетехника США в 1946 - 1991 годах Flag of the United States.svg
Лёгкие танки:M41 Walker BulldogT71 DAT71 CMCDT92T49M551 SheridanM8 AGSVFM5Stingray
Средние танки:M46 PattonT42M47 Patton IIT69M48 Patton IIIT54T77
Тяжёлые танки:M103TV-1R32Hunter
Основные боевые танки:FMBTT95T96M60MBT-70MCSXM803M1 Abrams
БМП:XM701AIFVXM723M2 BradleyM3 BradleyLAV-25GCV
Бронетранспортёры:M44M75M59M113Кадиллак КоммандоM1117CougarStrykerMule-TInternational MaxxProЧитаКайманБуллГризли
Десантные бронетранспортёры:LVTP5AAV7FV
БРМ и КШМ:AHEDARV-A-LARV-RM114ЛинксXM800TXM800WXM808 TwisterКоммандо СкаутКрашэрM-ATV
Самоходные гаубицы:M44M52M53/M55T162M107M108M109M110NLOS-CXM62XM104XM138XM2001 Crusader
Самоходные миномёты:M84M106M125M1064M1129
ЗСУ:T100M42T249M163XM166M247 Sergeant York
Противотанковые САУ:M56AT-3M50 Ontos
РСЗО:M270 MLRSHIMARS
Самодвижущиеся орудия:XM124E2M2A2 Terra-Star
Огнемётные танки и механизированные огнемёты:M67 (танк)M132 Zippo
Инженерные машины:M728Buffalo MPVMULE-C
БРЭМ:M74M51M578M88
Дистанционно управляемые БМ:ARV-AARV-HTUGV GladiatorBlack KnightXM1219
Самоходные лазерные комплексы:Laser Avenger
Другое:Quadruped Transporter