ФЭНДОМ

XA-180, также известный как "Паси" (Pasi) — современный финский бронетранспортёр.

История создания

В 1982 г. проходили сравнительные испытания колесных бронетранспортеров 6×6 Sisu ХА-180 и Valmet 1912-6, предназначенных для замены БТР-60ПБ, состоявших на вооружении финской армии. По результатам испытаний на вооружение был принят БТР фирмы Sisu; одним из решающих факторов в его пользу было широкое использование в конструкции узлов и агрегатов (в том числе и осей) грузового автомобиля SA150 4×4 "Маси", который также был спроектирован на фирме Sisu и использовался в вооруженных силах Финляндии. Серийное производство БТР ХА-180 началось в 1983 г. Бронеавтомобили ХА-180 "Паси" состоят на вооружении Финляндии и используются австрийским, ирландским, норвежским, шведским и финским контингентами сил ООН. В 2000 г. Швеция заключила контракт на поставку 104 бронеавтомобилей, срок выполнения контракта 2001-2002 гг., зарезервирован заказ еще на 60 машин. Подписанное соглашение крупнейший за всю историю экспортный контракт военной промышленности Финляндии (сумма контракта 70 млн евро).

Описание конструкции

Корпус бронетранспортера сварной, из стальных бронелистов, толщиной в лобовой части 10 мм. Водитель и командир размещаются в передней части. В бортах, рядом с их сиденьями, находятся открывающиеся вперед двери. В верхней части дверей и в лобовом бронелисте имеются окна из бронестекла, которые могут прикрываться бронезаслонками. Моторно-трансмиссионное отделение находится в средней части машины, двигатель шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом Valmet 611 DSBJ мощностью 236 л.с., коробка передач автоматическая Allison МТ-643 с четырьмя скоростями для движения вперед и одной назад. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано автоматической системой пожаротушения. В боевом отделении, занимающем заднюю часть корпуса, размещается до 10 солдат в зимнем снаряжении или до 14 в летнем. В кормовом бронелисте имеется двустворчатая дверь больших размеров, два люка расположены в крыше боевого отделения. В каждом борту есть по три амбразуры для стрельбы из личного оружия и по три наблюдательных прибора. Еще одна амбразура и смотровой прибор установлены в левой створке задней двери.

Все шесть колес ведущие, подвеска независимая, передние четыре колеса управляемые, в контур управления включены гидроусилители. Размер шин 14,00-20. В передней части корпуса установлена лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 10 000 кг.

Бронетранспортер является амфибией, движение по водной поверхности осуществляется за счет вращения двух гребных винтов, установленных в задней части корпуса, в передней части установлен поднимаемый водоотбойный щиток.

Обычно БТР ХА-18О "Паси" вооружается пулеметом калибра 7,62 мм, установленным на турели над боевым отделением, вместо пулемета может быть установлена пусковая установка ПТУР 9М111 "Фагот". В 1996 г. проходили испытания бронеавтомобили ХА-185 с башнями от LAV-25, один вооруженный 25-мм пушкой М242 "Чэйн Ган", второй 3О-мм пушкой MDHS "Бушмастер".

Варианты и модификации

  • XA-180 — базовая версия, изначально вооружения не имевшая, но позже получившая 12,7-мм пулемёт НСВТ.
  • XA-185 — модификация с более мощным двигателем, улучшенной трансмиссией и увеличенным до 16 человек десантом.
  • XA-186 — вариант для Норвегии, с башней с двумя 12,7-мм пулемётами.
  • XA-188 — вариант для армии Нидерландов.
  • XA-200 — модернизированная модификация, с более мощным двигателем и значительно усиленным бронированием.

Машины на базе

  • XA-181 — носитель ЗРК Crotale.
  • XA-202 — командно-штабная машина на базе XA-200.
  • XA-185AS — бронированная медицинская машина.

Операторы

  • Ирландия Ирландия — 2 XA-180, по состоянию на 2016 год.
  • Нидерланды Нидерланды — 70 XA-188, по состоянию на 2016 год.
  • Норвегия Норвегия — 75 XA-186/XA-200, по состоянию на 2016 год.
  • Финляндия Финляндия — 260 XA-180/185, 101 XA-202 и 48 XA-203, по состоянию на 2016 год.
  • Швеция Швеция — 34 XA-180, 20 XA-202 и 148 XA-203, по состоянию на 2016 год.
  • Эстония Эстония — 56 XA-180 и 80 XA-188, по состоянию на 2016 год.